протест продолжается. В дагестане омон не смог разогнать дальнобойщиков

С начала второй волны протестов против «Платона» (системы взимания платы за проезд большегрузов), которая стартовала в понедельник в формате всероссийской забастовки водителей, в интернете уже успели распространиться фото и видео с разбитыми и поврежденными лобовыми стеклами фур. Как утверждается в поясняющих подписях к этим материалам, таким способом участники всероссийской стачки заставляют тех, кто не присоединился к бастующим и вышел на рейс, не быть «штрейкбрехером» и поддержать акцию. Значительная часть таких фотографий поступила из Дагестана. Кроме фото известны и два видео с сожженными остовами грузовиков — и тоже из этого региона.

«Новая газета» следит за ходом крупной протестной акции и уже писала о том, что забастовка в Дагестане стала самой массовой среди российских регионов, а ее участники настроены наиболее решительно.

Им пытается противодействовать власть. Известно, что лагерь дагестанских дальнобойщиков под Манасом вечером в среду, по сообщениям очевидцев, оцепили бойцы Росгвардии, сменившие обычные полицейские подразделения.

Чтобы узнать детали акции протеста и предположить, как будет развиваться забастовка в этом году, корреспондент «Новой газеты» встретился в Москве с двумя координаторами дагестанской стачки: Рустамом Малламагамедовым, лидером дагестанских дальнобойщиков, и Тимуром Исаевым, координатором протестов по городу Махачкале, только вчера прибывшим из республики в столицу.

Сход дальнобойщиков в Дагестане. Фото: соцсети

Команда из Москвы

Рустам: Последние новости такие: в Манасе военные, предположительно, Росгвардия, оцепили дорогу и лагерь дальнобойщиков. Пока никаких столкновений с ними нет, но ситуация очень серьезная. Утром были сообщения о том, что отряды ОМОН предприняли попытки разогнать водителей, отправившихся к отделению полиции, чтобы поддержать уже арестованных товарищей, но позже эта информация не подтвердилась. Меня лично в республике занесли в список экстремистов (речь, по-видимому, идет о попадании в так называемый список «профучета», фигуранты которого попадают в разработку центров «Э» Ред. ), звонки поступают постоянно. Пытаются давить через родственников. Вчера пришли к отцу, дали бумажку: подпишите, что не будете участвовать в митингах. Он ответил: буду участвовать в митингах, и прямо так в этой бумажке и написал: «Обязуюсь участвовать в митингах, во всех митингах, которые идут в пользу народа».

Давление оказывают и на других водителей, участвующих в забастовке. Говорят, пришла команда из Москвы найти и привлечь организатора стачки. По этому делу каждый день в полицию вызывают Шамиля Джабраилова — простого водителя. По факту он простой водитель, участник. В Карабудахкентском районе задержали пятерых еще 28 марта, и до сих пор никого не выпустили.

— Как понимать видео с сожженными машинами тех дальнобойщиков, которые отказались участвовать в стачке и вышел в рейс?

Рустам: В Дагестане машины точно не жгли. Был только случай, в ночь с 26 на 27 марта, когда грузовик сгорел из-за неисправной проводки.

— А стекла бьют? Таких фотографий тоже немало.

Рустам: Лобовые стекла, действительно, бьют. И это уже десятки случаев, причем не только в Дагестане…


Фотографии с разбитыми и поврежденными стеклами на стоянках протестующих дальнобойщиков в Дагестане. Фото: соцсети

Тимур: Большинство протестующих агрессивные действия не поддерживает. Мы разъясняем словами, но у некоторых просто накипело, кто-то перенервничал — и вот пошел на крайние меры. Кто это был именно, я вам имен не назову. Сам не знаю.

Рустам: Сейчас в республике встали не только тяжеловозы, но и газели, которых «Платон» не касается. Всего стоит около сорока тысяч машин, а это практически сто процентов. Сами дальнобойщики не пропускают ни одну грузовую машину через Дагестан. Вне зависимости от номеров. Если увидим кого — останавливаем. На азербайджанской границе стоит около 200 грузовиков, из Ирана. Пять из них прорвалось, но и тех потом догнали и убедили встать на стоянку.

«Задача, чтобы люди, перестав смотреть телевизор, увидели в магазинах пустые полки»

Рустам: У нас задача, чтобы полки в магазинах опустели. Чтобы люди отошли от телевизора и увидели, что на самом деле происходит в стране. Нам нужна поддержка. Сейчас в Дагестане стоят все: и крупные предприятия, и частники. Мы выступили единым фронтом. Азербайджанцы относятся к сложившейся ситуации с пониманием, впрочем, мы их заранее предупреждали, всех. За три месяца.

Тимур: Мы — дальнобойщики, рабочий класс. Мы зарабатываем физическим трудом. Рабочий класс строится на взаимной поддержке. Те люди, которые сейчас выходят в рейс, они и без забастовок ведут себя эгоистично, это те самые люди, которые проедут мимо, если ты сломался. Такая черта характера. У них корыстные ценности на первом плане. Какое к ним может быть отношение? Только негативное. И уж если честно, кирпич в стекло — это крик души. Это делает человек отчаявшийся, и его надо понять. Таких сейчас пять-десять процентов, но с каждым днем становится все больше. Многие на грани. Нервы не железные.

— Все из-за «Платона»?

Тимур: Да. Промышленность разрушена в республике, тут села есть, где извозом зарабатывают практически все мужчины. За баранкой сидят люди с двумя, с тремя высшими образованиями, потому что больше работать негде. В Дагестане невозможно ни кредит взять, ни на земле работать по-человечески. Тут всех уже достали эти чиновники, менты, везде нужны откаты. А «Платон» — последняя капля.

— Как реагируют местные чиновники?

Рустам: Мы поставили ультиматум: центральное телевидение нас должно заснять в прямом эфире, и только после этого мы начнем диалог. А требования звучат так: отмена «Платона» и отставка правительства. Местные чиновники телевидение обещали. «Первый канал» и НТВ. Верим с трудом.


Одна из стоянок в Дагестане. Фото: соцсети

Протестующие умеют считать

— Как вы понимаете позицию министерства: что частники должны уйти, оставив только крупные компании на рынке перевозок?

Тимур: У нас 90% — частники.В начале 90-х автобазы развалились, мужики взяли на себя содержание машин. И ремонт, и запчасти, и бензин, все государство сбросило на плечи частника. А теперь говорят: частник не нужен, пусть останутся только крупные. Но ведь, мы дальнобойщики, по всей стране экономику поднимали, покупали лес в Вологде, везли его в Дагестан. Тянули на себе отрасль. И что нам теперь взамен предлагают? Мы — налогоплатильщики. Они нас называют «серыми», но ведь даже те из нас, кто не оформлял свою деятельность как индивидуальный предприниматель, мы все равно работаем по договору, там есть и НДФЛ, и прочие налоги. Фирма ведь груз получает официально, заполняется бумага, все положенные отчисления указаны. Это на наши деньги государство существует. Если мы остановимся, то и экономика остановится. Сам посчитай, с одного литра бензина мы платим 9 рублей топливного сбора, одна поездка, это тысяча литров, а то и больше. В месяц каждая машина делает пять-шесть рейсов, кто-то больше, сколько из-за простоя потеряет государство?

— Прошлогодние протесты закончились почти безрезультатно. «Платон» никто не отменил, а теперь и сборы повышают… Многие водители тогда остались безучастны к протестам. Стоял только Дагестан. Что будет, если история повторится и в этот раз?

Рустам: Мы смотрим, как себя поведет центр, но даже если Россия не встанет — хотя она уже встала по сути, и в Уссурийске, и в Нижнем, и в Вологде, и в Саратове, Оренбурге, Тюмени, Улан-Уде, — мы все равно не отступим. Полиция это понимает, в глубине души они с нами, но у них приказ. Теперь, год спустя, мы уже требуем не только отмены «Платона», но и отставки правительства. Потому что нас не слышат, с нами не хотят общаться. Нас считают за быдло, арестовывают, пугают. Мне звонят сотрудники МВД республики, просят: успокой народ. Я успокаиваю, но народ очень напряжен.

Силовики на страже «Платона». В дагестанском селе Манас войска Росгвардии и ОМОН попытались сорвать митинг дальнобойщиков против «Платона»

Около 200 силовиков окружили митингующих дальнобойщиков, решивших еще раз устроить протестный автопробег от Манаса в Махачкалу. Полицейские от имени дагестанских политиков предложили водителям умерить пыл и договориться. А ночью неизвестные разбили шоферам четыре грузовые машины.

Накануне в Манасе собрались 600 водителей большегрузов. Многотонные машины растянулись по обочине вдоль трассы Махачкала-Баку. Движению других авто это не мешало – грузовики стояли на спецстоянке для большегрузного транспорта.

Митингующие хотели проехать от Манаса до Махачкалы. Так они планировали еще раз подчеркнуть, что несогласны с поборами от «Платона».

Однако сдвинуться с места не дали силовики. «На место прибыли около 200 правоохранителей, ОМОН. Войска выставили технику на протяжении трассы длиной в километр, полностью взяв протестующих в кольцо. Нам преградили проезд, мы стоим уже около четырех часов», — цитирует «On Kavkaz» слова одного из активистов.

Сотрудники ОМОНа в масках и со щитами молча взирали на протестующих и не двигались с места. Никакой провокации по отношению к дальнобойщикам.

Как рассказал «Кавказ. Реалии» координатор дальнобойщиков из Волгограда Камал, силовики застали протестующих врасплох — в пятницу многие водители отправились на джума-намаз в мечеть.

«Правоохранители дождались, пока дальнобойщиков станет меньше. После стянули войска», — уточняет Камал.

Власти призывают к переговорам

«Одни из полицейских предложил уладить конфликт. Нам обещали, что завтра (1 апреля – прим. редакции) сюда подъедут депутаты, готовые на диалог. До завтра мы точно будем стоять», - рассказывает один из участников протеста Фаиль.

Власти предлагали решить проблему и в среду, 29 марта. К дальнобойщикам, собравшимся на въезде в Махачкалу, приехал заместитель министра транспорта, энергетики и связи Дагестана Якуб Худжаев. «Наша версия» уже сообщала, что чиновник предложил активистам выдвинуть от каждого района и города по одному представителю. Они войдут в состав комиссии, которая должна сформулировать решение проблемы, устраивающее и дальнобойщиков, и правительство.

У водителей большегрузов одно требование – отменить кабальную систему «Платон». Ведь они уже платят акциз на топливо, транспортный налог и налог на предпринимательскую деятельность. Работать становится невыгодно, утверждают водители.

Однако на сайте Минтранса Дагестана 30 марта появилось сообщение о том, что с митингующими удалось договориться по ряду важных вопросов:

Напомним, бастовать дагестанские дальнобойщики начали 27 марта. Тогда многие из них просто не вышли в рейс. 29 марта водители совершили автопробег от Манаса до Махачкалы и обратно. Они пытались сделать тоже самое и вчера, но их блокировали силовики.

Забастовка в Дагестане самая массовая. Об этом заявляют протестующие из других регионов. В ней участвуют 2000 человек со всей республики.

К стачке дагестанских водителей присоединились их коллеги из Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании. У трассы М29 в районе селения Карджин Кировского района собралось 100 большегрузов.

Водители заявляют – они будут стоять до тех пор, пока на представителей власти не снизойдет озарение, и они не отменят дополнительную плату за проезд по федеральным трассам.

Систему «Платон» ввели в конце 2015 года. Большегрузы массой свыше 12 тонн должны платить за проезд по федеральным трассам — 1,53 рубля за километр. С апреля трафик решили поднять на четверть - до 1,91 рубля. Вырученные деньги в правительстве России планируют потратить на ремонт старых дорог и строительство новых.

«Ночью они разбили грузовикам стекла»

Тот факт, что к дагестанским дальнобойщикам накануне отправили целую армию, подтвердил РБК представитель пресс-службы ГУ МВД России по Дагестану. Он заявил, что сотудники ОМОН и Росгвардии направлены в Манас, чтобы поддержать правопорядок. Однако, как передает «Кавказский узел», сегодня дальнобойщики обнаружили, что четыре грузовика повреждены.

«Ночью у одной машины оторвали бампер и переднее колесо. Трем тягачам разбили лобовые стекла», — рассказал один из участников митинга Руслан Магомедов.

Среди водителей большегрузов вновь растет сомнение – пойдут ли власти им навстречу или попытаются «задушить» протест.

Иван Андреев

Полиция оригинальным способом разогнала дальнобойщиков, собравшихся под Москвой. На месте стоянки машин появился знак «остановка запрещена». /сайт/

Дальнобойщики, протестующие против системы «Платон», собрались со всей России для проведения всероссийской акции. В четверг, 3 декабря, они остановились в окрестностях Москвы для сбора и дальнейшей отправки колоннами в столицу.

Скопление большегрузов заметили инспекторы ДПС и предложили протестующим отъехать на специальную стоянку для встречи с представителем Минтранса. Водители отказались, после чего на месте их сбора появился знак «остановка запрещена».

На знаке видны свежие следы крепления, говорящие об его отсутствии ранее. После этого сотрудники ДПС приступили к проверке у водителей документов и оформлению протоколов о неправильной парковке.

Протестующие были вынуждены покинуть место сбора и двигаться по направлению к столице. По словам очевидцев, полиция перекрыла все места стоянок по ходу следования колонны. Кроме того, в центр столицы привезли ОМОН, что говорит о подготовке столичных властей к акции дальнобойщиков.

Протестующие прибывают в Москву

Тем временем протестующие продолжают прибывать к столице. В настоящее время в Люберецком районе Подмосковья ждут сигнала 200 фур из Дагестана. К ним намерены присоединиться дальнобойщики из Ставрополя, Курска, Тулы и других регионов. По данным разных источников, в акции протеста намерены участвовать водители более 30 регионов.

Заняли северные подступы к Москве. Сейчас они обдумывают свои дальнейшие действия. Участники акции рассматривают два варианта - записать видеообращение к президенту и вернуться по домам или соединиться с южной колонной. Однако протестующие подозревают, что их не пустят на МКАД, к тому же они не хотят «напрягать москвичей».

«Все наши действия только на рядовых москвичах и скажутся. Правительство и власти от этого никак не пострадают. Не хотелось бы прослыть злыми дальнобойщиками», - поделился один из координаторов акции. При этом он отметил, что большая часть сотрудников ДПС настроены доброжелательно.

Последняя надежда

Водители объяснили, что им пообещали встречу с Минтрансом. Однако они не видят в этом смысла, поскольку встреча в Санкт-Петербурге ни к чему не привела. «Последняя надежда - Владимир Владимирович Путин, но судя по вчерашнему обращению к правительству, и у него нет желания на нас реагировать», - сказал координатор.

Вчера Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию. Однако в своей речи он не сказал ни слова о ситуации с «Платоном» и дальнобойщиками. Сразу после окончания выступления президента региональные координаторы стали объединять небольшие колонны фур на подступах к столице.

Дальнобойщики , которая была введена в России 15 ноября. Она предусматривает взимание платы за каждый километр проезда по федеральным трассам из расчёта 1,53 рубля за километр. Власти обещают направить эти средства на возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузами. Однако с 1 марта этот сбор вырастет до 3,06 рубля за километр.

Домашние животные