Как правильно воспитывать щенка алабая. Воспитание и дрессировка Алабая (Среднеазиатской овчарки) — советы кинологов Щенок алабая боится

Алабай – очень красивая и солидная собака. Однако ее характер и способность уживаться с другими членами семьи напрямую зависят от правильного подхода. Если вы приобрели себе чудесного щенка алабая или собираетесь это сделать, самое время задуматься над вопросом, как правильно воспитать алабая с юного возраста, чтобы не возникло проблем со взрослой собакой.

Зная, как правильно воспитывать алабая, вы вырастите преданного друга и защитника

Алабай, или среднеазиатская овчарка, имеет достаточно своевольный характер. Особенно это относится к самцам, самки обычно более спокойны и покладисты. Воспитывать питомца нужно сразу после появления в доме, иначе он доставит немало хлопот.

Как воспитывать щенка алабая

Ни в коем случае собака не должна почувствовать свое превосходство над человеком. Это может привести к серьезным проблемам со взрослым и очень сильным псом. Поэтому воспитание алабая направлено на то, чтобы исправить его эгоизм и приучить к послушанию хозяевам. Если это удастся, алабай станет замечательным сторожем, послушным и очень чутким к командам хозяина.

Лучше всего, чтобы воспитанием щенка занимались специалисты из клуба собаководства.

Благодаря грамотному подходу собака вырастет покладистой и хозяину будет намного проще с ней поладить.

В противном случае есть риск вырастить неуправляемого эгоиста.

Еще одна особенность характера собак этой породы – недоверие к незнакомым людям. Это нужно учитывать, особенно во время прогулок в людных местах.

Чтобы приглушить в характере собаки негативные черты и развить положительные, нужно правильно подходить к ее воспитанию с самого маленького возраста. Рассмотрим некоторые тонкости:

  • Учитывая задиристость молодых собак, нельзя позволять, чтобы игра превращалась в драку.
  • Щенки алабая упрямы от природы. Они будут делать только то, что сами захотят. Поэтому нужно всеми силами стараться пробудить у щенка интерес к дрессировке.
  • Воспитание должно базироваться на уважении, а не подавлении, но при этом у алабая не должно возникать ни тени сомнения в том, кто в доме хозяин.
  • Как и дети, щенки лучше всего воспринимают обучение в форме игры, но положение человека должно быть в игре главенствующим.
  • Лучший способ приучить собаку к хорошим манерам – поощрение. Для этого используют похвалу, ласку и лакомства. Щенку важно понимать, что хозяин им доволен, значит, он делает все правильно.
  • Физические наказания исключены. Они приведут к озлобленности алабая против всех людей.

Зная, как воспитывать алабая, вы получите верного друга и надежного охранника. При необходимости он будет защищать хозяина даже ценой собственной жизни.

Среднеазиатская овчарка (алабай) – древняя порода собак. Она была выведена в Средней Азии более четырех тысяч лет назад и распространена в Казахстане, Киргизстане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане и Монголии, постоянно подвергаясь народной селекции. Благодаря своему широкому распространению, эта порода имеет массу вариантов. Самый ранний вариант породы, пришедший из Афганистана, называется памирская собака. Туркменский вариант этой породы местные пастухи назвали алабай.

Чтобы хозяин и его собака с радостью жили вместе, четвероного друга нужно содержать в соответствии с особенностями его породы, с его природными потребностями. Воспитание алабая нельзя сравнить с воспитанием лабрадора, таксы или немецкой овчарки. Несмотря на то, что щенок этой породы похож на плюшевого зверька, а подросший щенок выражает большую радость к веселому общению, всего через несколько месяцев, взрослое животное начинает проявлять все многообразие своего непростого характера.

Причиной большинства сложностей воспитания среднеазиатской овчарки являются природные особенности собаки – ее размер, конституция и физическая сила. Разбушевавший маленький терьер не воспринимается окружающими настолько серьезно, да и не представляет особой опасности, в отличие от алабая. Хотя причины возникающей агрессии у собак разных пород ничем не отличаются. Лучший способ оградить себя и других от опасности – умение управлять своим азиатом так, чтобы в любой момент суметь остановить его агрессию. Основы послушания закладываются курсом «Воспитание щенков ».

Пастушьи собаки были и остаются бескомпромиссными охранниками и защитниками, они – внимательные сторожа для дома и участка. Эта собака неусыпно охраняет свою территорию, действует по своей воле и с легкостью противостоит неумелым попыткам, при помощи неквалифицированной дрессировки, алабая взять под контроль. Кинологическая служба , работающая с применением алабаев, - надежный инструмент безопасности.

Желание получить охранную собаку для своего участка, без осознанной любви к животному, не может быть поводом завести себе среднеазиатскую овчарку!

Ни в коей мере в наши планы не входит намерение отговорить Вас от приобретения щенка алабая или представить эту породу в невыгодном свете! Но, мы искренне хотим обезопасить Вас от неудавшейся попытки владения собакой, недопонимания и ошибочного ожидания еще до того, как щенок попадет к Вам в дом.

Перед приобретением щенка алабая Вам нужно подумать о нескольких важных моментах:

Обладаю ли я достаточными физическими способностями, чтобы управлять большой и сильной собакой?
То, что владелец должен иметь физическую возможность водить собаку на поводке, является само собой разумеющимся. Собаки, которых водят без поводка только потому, что хозяева не могут при необходимости их удержать, вызывают недовольство окружающих, представляют опасность для других животных, людей и провоцируют на преступные действия противников собак.

Достаточна ли площадь моего жилья и автомобиля для большой собаки?
Соответствующие требования к размеру дома и машины являются предпосылкой для содержания больших животных. Все пастушьи собаки нуждаются в доме и участке земли. Квартира не подходит для азиата. Кроме того, лестницы очень опасны для здоровья больших собак. Прежде всего, бег по ступенькам может привести к болезненным изменениям суставов животного. Поэтому идеальным местом проживания среднеазиатской овчарки является просторный вольер.

Могу ли я обеспечить собаке ежедневные прогулки в течение 2-3 часов?
Минимум пара часов прогулки в день алабаю должны быть обеспечены. На пастушьей службе эти собаки проходят по 15-30 км ежедневно. Прогулки на свежем воздухе придутся по душе Вашей собаке, при этом погода не имеет для нее никакого значения. У среднеазиатской овчарки очень густой подшерсток, и она хорошо переносят зиму. Идеально, если поблизости есть место, где собака смогла бы регулярно бегать без поводка. Собственный сад для этих целей не подходит.

Готов ли я к профессиональному воспитанию и дрессировке алабая?
Дрессировка алабая – очень важный момент в его содержании. Если Вы не имеете возможности выделить время на воспитание алабая или ищите послушную собаку, которая будет сразу подчиняться Вашим командам – лучше остановить на другой породе.

Большая часть пастушьих собак содержатся в качестве собак для семьи. Неотъемлемой частью содержания животного, которое живет в густонаселенном районе, является профессиональное , которое позволит Вашему питомцу вписаться в окружающую обстановку и обеспечит благоприятное сосуществование собаки с человеком.

Дрессировка среднеазиатской овчарки не может ограничиться командами «Сидеть» и «Место». Занятия должны включать в себя адаптацию собаки к ее жизненному пространству и приобретение необходимых рабочих навыков. Наряду с обучением караульной службе в процесс дрессировки алабая должно входить обучение жизни в семье.

Дом и сад не должны слишком часто посещать посторонние люди. Забор должен быть достаточно высоким и крепким, чтобы он мог выдержать животное весом в 60-80 кг, и чтобы собака не могла его перепрыгнуть.

Охрана дома и участка – непосредственная задача среднеазиатской овчарки. Благодаря своему происхождению и применению у представителей этой породы веками вырабатывались охранные качества. Пастушьи собаки в первую очередь отличные охранники территории. Нужно учесть, что собаки охраняют не только границу своего участка, но и всю территорию, которую они могут увидеть. Если собака заметит подозрительное движение, она будет оборонять Вашу территорию. Забор может быть этому не помеха, если он окажется недостаточно высоким. Собаки с ростом 80 см с легкостью перепрыгивают забор в два раза выше себя!

Среднеазиатская овчарка не может жить в клетке и ее нельзя держать на цепи! Клетка или цепь могут подойти только как мера осторожности, когда к Вам в дом пришли гости. Собака – стайное животное. Содержание в закрытом пространстве противоречит ее природе. Она не может жить отдельно от своей стаи, от семьи, в которой она живет. Это очень быстро приведет к нарушениям поведения питомца.

В хороших условиях содержания интеллект и уравновешенный темперамент, высокоразвитая нервная система и природные защитные качества делают алабая отличной собакой для семьи.

Свойственная этой породе и желаемая владельцами агрессия по отношению к чужакам, направляется последовательным воспитанием среднеазиатской овчарки в нужное русло. Непрофессиональная дрессировка алабая имеет негативные последствия для собаки и ее владельца. Воспитание алабая с применением насилия или неприемлемых методов, при отсутствии должного терпения, могут навсегда лишить собаку способности адекватно общаться с соплеменниками и людьми. Не каждый метод и технику можно применить к дрессировке алабая. Особенно, если Ваша собака проявляет поведение, опасное для членов семьи и окружающих. Механизмы обучения азиатов совсем другие, чем у других собак. То, чему можно без особого труда научить немецкую овчарку за несколько недель, требует в случае с азиатом месяцы интенсивных занятий. Советы, которые написаны в книгах по собаководству, не подходят для воспитания среднеазиатской овчарки, или их можно применить только в измененной форме. Во многих книгах речь идет о полном подчинении собаки хозяину. Если применить эту тактику к алабаю, речь бы шла о полном подавлении природных качеств и черт этой породы. При всей любви к своим хозяевам, алабай останется самостоятельной и независимой собакой.

Только глубокие теоретические знания и большой практический опыт дрессировки среднеазиатских овчарок могут обеспечить положительный результат!

На видео занятие ОКД с алабаем

Проводится 1-е занятие по ОКД . На нем отрабатываем команды: "Сидеть", "Рядом" и "Стоять".

Причисляется к типу «непростых» и довольно специфических пород. Среднеазиатская овчарка — свободолюбивая собака, привыкшая покорять просторы полей и принимать самостоятельные решения. Соответственно, воспитательный процесс необходимо строить с учетом основных особенностей породы. Этой пастушьей собаке нужен более тщательный дрессировочный процесс, поскольку стандартные программы могут не дать ожидаемого результата.

Особенности воспитания щенка среднеазиатской овчарки

К воспитанию маленького азиата приступают с первого дня пребывания в новом доме (примерно с 2-х месячного возраста). До этого момента вожаком стаи была мать, теперь же перед хозяином стоит задача взять на себя роль авторитета и добиться того, чтобы щенок это хорошенько усвоил.

Первое, что нужно выработать, занимаясь воспитанием азиата – это готовность в любой момент подчиниться хозяину. Все команды, которые будут отдаваться, пес обязательно должен исполнять! Если он поймет, что приказ вожака можно проигнорировать, то в будущем он попросту перестанет подчиняться. Алабаи умеют размышлять и делать выводы. Они видят все попустительства и огрехи в дрессуре, поэтому допускать ошибки крайне не рекомендуется, иначе потом очень трудно будет справиться с неподатливостью питомца.

Характер среднеазиатской овчарки отличается уравновешенностью и спокойствием, поэтому резкие и громкие звуки, а также излишняя суета вряд ли ей понравятся. Наказывать криками, а тем более бить щенка – не вариант. Он примет это за слабость хозяина, станет еще больше упрямиться и противостоять.

Если нужно приструнить азиата, достаточно просто строго произнести запрещающую команду. Можно также взять за холку и слегка встряхнуть – это прием воспитания матери.

Обратите внимание! Приступать к воспитательному процессу и дрессуре можно только после установления прочного контакта между животным и хозяином.

Вы должны поставить перед собой главную цель: до девятимесячного возраста добиться от своей азиатской овчарки уверенного послушания и покорности. В этом возрасте собака уже должна знать все базовые команды, а в вас – признавать за лидера.

Этапы обучения алабая — как воспитывать щенка правильно?

В ходе дрессировки, используют следующую схему: дача команды – похвала – поощрение. Не повторяйте более 3-х раз подряд, чтобы малыш не устал и отказался повиноваться. Занятия нужно проводить регулярно, ежедневно закрепляя полученные знания. После того, как будет хорошо усвоена одна команда, можно переходить к изучению следующей и так, пока питомец не выучит весь базовый комплекс. При этом, по мере добавления новых задач, необходимо повторять уже изученные – так пес сможет лучше закрепить материал.

Рассмотрим основные этапы воспитания щенка алабая.

  1. Кличка. Приучение к кличке начинается с раннего возраста, как только животное научится реагировать на хозяина, насыпающего ему в миску еду. Как можно чаще называйте собаку по имени: когда зовете к себе, призываете к игре, просто обращаетесь к ней. При этом нельзя давать запрещающие команды вместе с кличкой, чтобы у щенка не сформировалась негативная ассоциация.
  1. Ко мне. Команда «Ко мне!» учит алабая отличать хозяина от посторонних людей и по призыву подходить к нему. Всякий раз, когда пес вам нужен, называйте его кличу и спокойным тоном произносите: «Ко мне!». Подбежавшего малыша похвалите и угостите лакомством. Если азиат упрямится, не подходите к нему сами. Сделайте вид, что убегаете от него или присядьте. Так вы вызовете у него стремление догнать или интерес, но в любом случае не забудьте поощрить и погладить.
  1. Место — тоже одна из первых команд. Используется, если питомец начинает мешать, а во взрослом возрасте применяется для того, чтобы собаку можно было ненадолго оставить ожидать хозяина, например, возле супермаркета. Малыш должен четко знать свою подстилку и отправляться туда по вашему приказанию. Относите его туда и произносите: «Место!». Когда щенок сам начнет уходить на подстилку по вашей просьбе, обязательно хвалите его и давайте угощение.
  1. Фу Чтобы ваш любимец отучился подбирать ненужные предметы (камни, отбросы и т.д.) на улице или брать вещи дома, учат команде «Фу!». У щенка, взявшего в пасть что-то неположенное, отнимают это и строго произносят: «Фу!». При повторных попытках ослушаться, снова забирают предмет из пасти и еще строже командуют, применяя соответствующую интонацию.

Это – базовый комплекс команд, которые прививаются самыми первыми. Дальше последуют такие:

  • «Сидеть!»;
  • «Лежать!»;
  • «Покажи зубы!»;
  • «Вперед!»;
  • «Тихо!»;
  • «Рядом!»;
  • «Барьер!»;
  • «Апорт» и т.д.

Мы говорили с вами именно о воспитании щенка среднеазиатской овчарки , что не подразумевает наличия специальных познаний и навыков. Профессиональную же дрессировку лучше доверить опытным специалистам. Этой породе нужен особый, специфический подход, с чем обычный заводчик вряд ли справится самостоятельно.

Прежде всего щенка учат отличать хозяина от посторонних людей и подходить по команде. Каждый раз, когда щенок нужен, его окликают по кличке и в ласковой интонации произносят коман-ду «""""Ко мне!». Подбежавшего щенка нужно приласкать и дать кусочек лакомства. На улице, если щенок побежит за посторонним человеком, его также окликают и подзывают к себе. Постепенно щенок станет отличать хозяина по виду и запаху от посторонних, привыкнет к его"""" голосу. Если щенок не подходит на команду «Ко мне!», нужно не бежать за ним, а, наоборот, присесть или сде-лать вид, что от него убегают. Вид убегающего хозяина вызывает у щенка стремление догнать, а присевший хозяин пробуждает любопытство. В том и другом случае подбежавшего щенка гладят и поощряют лакомством

Если щенок во время прогулки на привязи, то необходимо брать с собой длинный поводок, чтобы дать ему возможность свободно побегать. Во время прогулки щенка следует время от времени подзывать, каждый раз давая лакомство и поглаживая. Очень важно, чтобы команда «Ко мне!» была связана у щенка не с окончанием прогулки, а лишьф с приятными ощущениями — лаской хозяина и получением лакомства.

Запрещается наказывать подошедшего по команде щенка, даже если он был виноват. В следующий раз щенок не подойдет, а, услышав команду «Ко мне!», убежит. Нельзя ударять щенка по-водком. Иначе при виде поводка в руках он будет бояться по-дойти.

Если щенок упорно не подходит по команде «Ко мне!», то надо сделать так. Отпустив щенка на длинном поводке и произнеся команду «Ко мне!», подтянуть его за поводок, приласкать и дать лакомство. После нескольких повторений щенок начнет выполнять команду. Гулять на длинном поводке нужно до тех пор, пока щенок не будет безотказно подходить по первой команде.

Чтобы щенок не мешал, его приучают к команде «Место!»,
Если щенок, наигравшись, засыпает среди комнаты или в дру-гом месте4, дают команду «Место!» и относят его на подстилку. Команда «Место!» дается строгим голосом. Если щенок мешает что-либо делать, например, гоняется за половой тряпкой, щеткой или веником, также следует скомандовать «Место!» и отнести щенка. Если щенок покинул его и опять мешает, команду повто-ряют с угрожающей интонацией, а щенка снова относят на место. Подходя к собаке после команды «Место!», нельзя подзывать ее к себе. Нужно подходить молча, иначе в следующий раз она под-бежит сама без команды.

Команда «Место!»"""" должна быть тщательно отработана. Соба-ку, не приученную к выполнению этой команды, практически не-возможно нигде ни на минуту оставить. Оставлять собаку, дав ей команду «Сидеть!» или «Лежать!», будет неправильно, так как эти команды требуют от нее строго определенного неподвижного по-ложения. Команда же «Место!» разрешает собаке лежать в лю-бой удобной для нее позе. Поэтому к команде «Место!» щенка следует приучать с раннего возраста и в различных местах, обо-значая «место» каким-либо предметом или вещью с вашим за-пахом.

Гуляя по улице, щенок иногда хватает пищевые и другие от-бросы, камни и пр. Неподобающим образом он может вести себя и дома. В этом случае дают строгим голосом команду «Фу!» и тут же отбирают взятое в рот. Например, если щенок тащит кни-гу или обувь, то строго произносят команду «Фу!». В случае когда щенок проявляет настойчивость и хватает вещь снова, команду «Фу!» повторяют с угр""""ожающей интонацией, а щенка легонько ударяют по морде отнятым.. Но злоупотреблять запрещающей командой нельзя. Ее следует применять лишь тогда, когда щенок пытается взять в рот что-либо или броситься на кого-либо.

Прекращение собакой нежелательных действий по первой за-прещающей команде очень важно для ее успешного применения на различных службах, для управления вообще. Поэтому нужно приучить щенка к безотказному выполнению команды «Фу!» в лкх бой обстановке: дома, на улице, в поезде, лесу и т. д.

Начиная с двух месяцев щенка приучают садиться по команде. Для этого подзывают щенка к себе и, давая спокойно отчетливым голосом команду «Сидеть!», поднимают, у него над головой руку с лакомством, занося его несколько назад. Желая получить ла-комство, щенок вскинет голову и, чтобы было удобнее смотреть, сядет Как только щенок примет нужную позу, сразу произносят восклицание «Хорошо!» и вновь повторяют команду «Сидеть!», одновременно отдавая лакомство. После не-скольких повторений этого приема щенок будет садиться по коман-де, даже не видя лакомства. Но выполнение команды нужно обя-зательно подкреплять лакомством. Повторять прием более 2—3 раз подряд нельзя. Щенок устанет и откажется выполнять команду.
Когда щенок усвоит команду «Сидеть!», его следует усаживать каждый раз перед прогулкой (для надевания шлейки) и перед кормлением (для того, чтобы поставить миску с едой).

Щенок должен выполнять команду «Сидеть!» как по голосу, так и по жесту В дальнейшем можно че-редовать команду голосом с командой жестом. Если щенок стар-ше 4 месяцев не выполнил команду «Сидеть!», то его можно за-ставить принять нужное положение, взяв правой рукой за пово-док вблизи от ошейника и левой рукой нажав на круп Когда щенок сядет, произносят «Хорошо!» и поощря-ют его лакомством.

Когда команда «Сидеть!» прочно усвоена и щенок выполняет ее не только дома, »о и на улице, его начинают приучать к коман-де «Лежать!»

Сидящему у левой ноги щенку показывают лакомство, протя-гивают правую руку с ним вперед и затем опускают вниз. Одно-временно с этим произносят команду «Лежать!». Желая достать лакомство, щенок ложится. Чтобы он не начал вставать, левой рукой щенка придерживают за ошейник Как только щенок полностью лег, ему отдают лакомство и поощ-ряют привычным словом «Хорошо!». Отработав прием, когда ще-нок сидит у ноги дрессировщика, начинают приучать его к выпол-нению команды, когда дрессировщик стоит перед ним. Команду «Лежать!» подают независимо от того, сидит щенок или стоит. В противном случае, если, например, команду «Лежать!» подавать только тогда, когда щенок находится в сидячем положении, у него выработается нежелательная связь и из других положений он ложиться не будет. Одновременно нужно приучать щенка ложиться и по жесту

Команду «Покажи зубы!» нужно отработать к четырем месяцам. С 4-месячного возвраста щенок может быть вызван на выводку молодняка, где нужно будет показать его зубы, чтобы определить правильность прикуса, своевременность смены зубов и их состояние. Если щенка не приучать показывать зубы дома, то в чужом месте, в присутствии незнакомых людей и собак, за-ставить его сделать это будет очень трудно. Усадив щенка около левой ноги, спокойным голосом дают команду «Покажи зубы!». Одновременно правую руку кладут снизу, а левую сверху морды и большими пальцами обеих рук раздвигают губы спереди, плотно сжимая челюсти, чтобы щенок не смог открыть рот. Осмотрев зубы, щенка поощряют лакомством. Этот прием следует повторять ежедневно, тогда щенок не будет бояться и спокойно даст осмот-реть зубы на выводке.

Закрепляя отработанное, команды «Ко мне!», «Сидеть!», «Ле-жать!» и «Покажи зубы!» дают сначала в своем дворе, а затем и других местах во время прогулок. Последовательность команд каждый раз меняют.

Служебная собака должна уметь преодолевать различные пре-пятствия. Этому ее нужно учить со щенячьего возраста.

Во время прогулок, начиная с 3-месячного возраста, со.щен-1 ком поднимаются на лестницы. При этом учат» его не бояться высоты. При подъеме на лестницу,на щенке должна" быть шлей-ка. Если он потеряет равновесие, его удерживают на поводке, одновременно подбадривая командой «Вперед!». Щенка учат хо-дить по разным лестницам, иначе, научившись ходить по одной, он будет бояться подниматься по другим, незнакомым. Спуск для щенка более труден, чем подъем, поэтому при спуске с ним идут рядом, командой «Тихо!» предостерегая его от поспешных движений и "подстраховывая поводком на шлейке. Когда щенок научится быстро преодолевать лестницу вместе с хозяином, пере-ходят к следующему этапу — приучают его подниматься само-стоятельно.

Нельзя разрешать щенку бегать по лестнице скачками. Во-первых, эта привычка часто сохраняется и у взрослых собак, во-вторых, это может привести к неприятностям: бегущая быстро собака может сбить ребенка или испугать идущих.навстречу. Поэтому на лестнице, когда щенок забегает вперед или отстает, дают команду «Рядом!» и подтягивают""""его поводком к левой ноге. Как только щенок поравняется с левой ногой, его поощряют восклицанием «Хорошо!».

Одновременно с преодолением лестницы щенка учат ходить по буму и прыгать через барьер. Вместо бума можно использо-вать скамейки с сиденьем в виде доски. Поставив щенка на ска-мейку, дают команду «Вперед!» Правой рукой при этом держат за шлейку, а левой поддерживают под живот. В конце бума дают лакомство. Так повторяют до тех пор, пока щенок не начнет хо-дить по буму самостоятельно. С возрастом высоту и длину бума нужно увеличивать.

Гуляя со щенком, его также учат прыгать по команде.«Барьер!» через маленькие преграды, вспрыгивать на крыльцо, парапеты и т. п. Высота препятствий первоначально не должна превышать роста щенка. Чтобы щенок понял, что от него хотят, по команде «Барьер!» дрессировщик сам перешагивает через препятствие и, как только щенок перелезет вслед за ним, дает ему лакомство. Не нужно спешить увеличивать высоту препятствий, прежде все* го следует добиться безотказного выполнения команды «Барьер!». Увеличивать же высоту барьера больше роста собаки можно у мелких пород после 5 месяцев, у средних и крупных — после 7 месяцев.

Когда щенок усвоил несколько команд, их начинают чередо-вать и постепенно усложнять. Например, усадив щенка, хозяин отходит на 1—2 шага, предварительно дав команду «Сидеть!». Если щенок попытается идти за ним, команду повторяют, щенка усаживают и опять от него отходят. Этот прием, как и все другие новые приемы, нужно отрабатывать в привычной для щенка об-становке. Время, в течение которого щенок должен сидеть, когда от него отходит хозяин, сначала должно быть незначительным — 15—20 секунд. С ростом щенка постепенно увеличивают и эту

выдержку и расстояние, на которое отходит хозяин. Меняют так-же и направление отхода. После отхода нужно иногда подходить к щенку и поощрять его лакомством или подзывать его по команде и тоже подкреплять подход лакомством.

С 4 месяцев щенка приуч.ают к команде «Апорт!». Для этого используют одну из игрушек, например резиновый мячик или деревянную палочку. Щенок старается поймать и схватить все двигающиеся предметы. Помахав перед щенком мячом, его отбра-сывают на 3—4-м,""""-но лишь тогда, когда щенок следит за ним. Веселым, призывным голосом произносят команду «Апорт!». Как только щенок догонит и схватит мяч, отбегают и подзывают щен-ка, например «Джек, ко мне!». Подбежавшему щенку протягИ"""" вают на ладони кусочек лакомства, одновременно подавая коман^ ду «Дай!». Стремясь взять лакомство, щенок бросит мяч. Его прощ< ряют лакомством и восклицанием «Хорошо!».

Посылать щенка за апортировочным предметом следует 1—2 раза подряд, не больше, чтобы ему не надоело. Неправильно го-ворить «Дай апорт!», так как слово «апорт» значит «принеси» — это не название вещи.

Постепенно нужно приучить щенка подавать любой брошенный предмет независимо от того, где и куда он брошен (в траву, ку-старник, в воду).

Если щенок почему-либо на апортировочный предмет не реа-гирует, предмет привязывают к шнурку и подразнивают им щенка. Возбудившись, щенок попытается его схватить. Как только он это сделает, его следует поощрить восклицанием «Хорошо!» и лакомст-вом. Через некоторое время, когда щенок начнет хорошо хватать предмет, ему перестают за это давать лакомство, а поощряют только тогда, когда он подойдет и отдаст.вещь по команде «Дай!». Если щенок убегает с вещью, его пристегивают на удлиненный поводок; в момент схватывания апортировочного предмета щенка поощря-ют восклицанием «Хорошо!», затем в ласково-призывной интонации дают команду «Ко мне!», одновременно осторожно подтягивая его за поводок. Произнеся команду «Дай!», берут предмет и поощряют щенка лакомством.

Чем крупнее щенок, тем раньше приходится приучать его к спокойному движению на поводке. Приблизительно в 4,5—5 меся-цев нужно заменить шлейку на обыкновенный ошейник. Первые несколько дней, надев ошейник, им не пользуются, а продолжа-ют водить щенка на шлейке.

Каждая собака должна быть приучена к наморднику. При-учать к наморднику нужно, еще в щенячьем возрасте. Подбирают его по голове щенка, чтобы он не был велик. Самый удобный на-мордник — глухой, из сплошного куска кожи с отверстиями для воздуха. Такой намордник дает возможность щенку держать рот открытым. Надевая намордник впервые, в него кладут кусо-чек лакомства. Первое время намордник надевают на несколько минут, а сняв, дают лакомство. Попытку сбросить намордник прекращают- командой «Фу!» или отвлекающими командами

«Рядом!», «Сидеть!». Если намордник надевать перед прогулкой, то щенок быстро привыкнет к нему и не будет его снимать.

Сетчатые металлические намордники очень удобны в теплое время.

С каждым днем длительность! прогулок щенка следует уве-личивать. Если щенок пугается чего-либо, нужно подойти с ним к этому предмету, дать его обнюхать, а щенка приласкать, успо-коить.

На прогулке щенок не может длительное время идти спокойно у ноги. Пусть он периодически бегает. Если вокруг безопасно (нет транспорта и посторонних людей), его можно отпустить с по-водка и поиграть с ним. Через несколько минут щенка подзыва-ют командой «Ко мне!». Подбежавшему щенку дают лакомство, пристегивают поводок и, взяв его за спину вблизи ошейника и дав команду «Рядом!», заставляют стать у левой ноги. Затем щенка поощряют лакомством и восклицанием «Хорошо!». После полуминутной выдержки щенка опять отпускают побегать. Этот прием повторяют 2—3 раза. В течение нескольких дней мож-но добиться, чтобы щенок по команде «Ко мне!» без дополнитель-ных команд «Рядом!» подходил и останавливался у левой ноги. Постепенно прием усложняется: подозвав щенка, его отпускают играть не сразу, а пройдя после команды «Рядом!» 10—20 шагов. Нужно добиться, чтобы щенок безотказно выполнял команду «Ко мне!» и ходил рядом с хозяином в людных местах. Кроме того, при прогулках со щенком на поводке следует периодически менять темп движения, приучать его садиться, когда хозяин останавли-вается.

Гуляя со щенком, следует бывать и в людных местах. Если щенок лает на прохожих, то дают команду «Фу!» и быстро идут дальше. Такие выходы необходимы до тех пор, пока собака не станет безразлично относиться к окружающим. Если, очутившись в людном месте, щенок очень боится и жмется, то нужно добиться, чтобы он освоился: погладить его, успокоить, а затем походить среди людей.

В городе щенка приучают двигаться только по тротуарам. Если он сойдет на мостовую, произносят команду «Ко мне!» и рез-ким рывком поводка приказывают вернуться на тротуар. Перед пе-реходом улицы щенка зовут командой «Ко мне!», а затем по коман-де «Рядом!» заставляют идти у левой ноги. Переходить улицу со щенком можно только на перекрестках. С возрастом щенок при-выкает следить за движением машин.

Очень важно выработать у щенка безразличное отношение к движущемуся мимо него автотранспорту. Всякую попытку лаять и бросаться на автомашины, а также бежать за ними, нужно пре-секать резкой командой- «Фу!», а если это не помогает, то рывком поводка.

В некоторых городах разрешается провоз собак в трамваях и автобусах. Приучать щенка к поездкам в трамвае и автобусе следует после того, как он научится спокойно относиться к

наморднику и посторонним людям, а также выполнять команды «Сидеть!» и «Лежать!». Щенка полагается заводить в трамвай с пе-редней площадки прицепного вагона (команда «Вперед!»). В слу-чае необходимости его подсаживают. В вагоне или салоне авто-буса щенок должен спокойно сидеть или лежать у левой ноги владельца. Таким же образом приучают щенка вести себя и в поезде.

Щенок должен спокойно реагировать на домашних животных-кошек, коз, кур, уток и др. Малейшие попытки щенка броситься на них, проявить агрессию должны немедленно пресекаться ре-шительным образом. Бывает, что щенок не трогает, например, кур в присутствии хозяина, но бросается на них, находясь во дворе один. Если щенок старше 4—5 месяцев, на него надевают строгий ошейник и, привязав к нему длинную веревку, выпускают во двор, спрятавшись так, чтобы можно было видеть или слышать, когда он на них бросится. В этот мс^мент дергают за веревку. Несколько таких «уроков» отобьют у щенка охоту нападать.

Служебные собаки должны спокойно реагировать на выстрелы и другие резкие звуковые раздражители. Приучать к ним щенка нужно осторожно, чтобы не напугать. В возрасте около 5 месяцев во время прогулки щенка, когда его внимание поглощено игрой, на расстоянии 10—""""15 м от него можно выстрелить из детского пистолета. Если щенок, испугавшись, прекратил игру, его нуЖШ приласкать, дать ему лакомство. Опыт повторяют не ранее чем через несколько дней и опять во время игры. Если щенок и в этот раз будет напуган выстрелом, то дней через десять повторяют эксперимент снова, но увеличив расстояние от выстрела до щенка. Если щенок на выстрел не среагирует, расстояние уменьшают, силу звука увеличивают, выстрел делают двойной. В дальнейшем, по мере роста щенка, можно применять стартовый пистолет, звук которого более громкий и резкий.

Очень важно следить, чтобы посторонние люди не кормили и не ласкали щенка, а также ни в коем случае не пугали или нака-зывали его. После того как щенок обнюхал вошедшего гостя, можно дать команду «Место!». Если щенок залаял на стук в дверь или на гостя, его следует похвалить и погладить, но ни в коем слу-чае не злить. Раннее развитие злобы вызывает у щенка нервоз-ность. Если он пристает к гостям, излишне ласкается, его следует отвлечь командой «Ко мне!», усадить около себя или отправить на место. Если щенок лает на людей, которые идут по лестнице мимо квартиры, и его за это не поощряют, то через некоторое время он станет лаять только на звонок или стук в свою дверь. Нельзя поощрять щенка и тогда, когда он отзывается на лай со-седних собак.

Если щенок живет во дворе, то прежде, чем пустить посторон-них людей во двор, убирают его в вольер. Лай же на стук в ка-литку и на входящих посторонних людей следует поощрять. Нель-зя, чтобы щенка дразнили дети. Он должен спокойно относится к посторонним детям.
В возрасте старше 3 месяцев можно начать развивать у щен-ка недоверие к посторонним. Для этого просят кого-либо из зна-комых подозвать щенка и предложить лакомство. Когда щенок подойдет и станет брать его, лакомство нужно зажать в руке и легонько ударить ею собаку по морде. Удар должен вызвать не страх, не злобу, а лишь нежелание подходить. Этот прием следует повторять не чаще чем раз в неделю, причем с разными людьми, как дома так и в других местах. После нескольких уроков щенок перестанет подходить к посторонним и брать у них корм. Но нель-зя стремиться к тому, чтобы щенок бросался на предлагающего корм, ведь его могут предлагать и без злого умысла. Это может быть, например, маленький ребенок, которому понравился щенок.

Лакомство, которое предлагал посторонний, нельзя давать"""" щенку даже потом.

Во время прогулок нужно следить, чтобы щенок не подбирал с земли кусочки корма. Нельзя приучать его ловить в воздухе брошенное лакомство. Его полагается давать только с руки, на-блюдая при этом, чтобы собака не брала упавшее на землю.

Не следует развивать у вашего щенка агрессивное отношение к другим щенкам.

Здоровье