Корейцы едят собак или нет. Как не съесть собаку

Практически каждый западный человек знает, что в Корее едят собак. Это вообще один из главных стереотипов, связанных с корейцами. Меньшее число людей слышали, что корейцы боятся кошек. Однако этим знания о том, какую роль в корейской культуре играют привычные нам четвероногие питомцы, как правило, и ограничиваются. Между тем в реальности все несколько сложнее: далеко не всякой корейской собаке на роду написано закончить жизнь суповым набором, а кошки постепенно из героев устрашающих легенд и фильмов ужасов превращаются в статусный атрибут успешного и продвинутого человека.

Не только еда, но и друг

В корейской национальной кухне действительно встречаются блюда из собачатины. Самое известное из них - посинтхан. Название это можно условно перевести как «суп долголетия». Употребляют его в основном в летнюю жару, и считается, что такой суп лечит от артрита, потливости, импотенции и других недугов. Однако собачатина - отнюдь не повседневная еда, и досужие разговоры о том, что корейцы торгуют собачатиной под видом свинины, выглядят почти как «продавали осетрину, выдавая за минтай». Ведь собака - это хищник, и ее надо кормить мясом, которого на ее откармливание уйдет больше, чем из нее на выходе получится «полезного» мяса. Так что это во многом сезонная еда, частично используемая для привлечения любителей экзотики.

В Корее есть несколько местных пород собак, и не все они пищевые. Самая известная - чиндоккэ - внешне напоминает короткошерстную лайку или японских ину и отличается особенным умом и сообразительностью. Пищевые же собаки еще в 1990-е активно продавались в Корее на сезонных рынках, и это было похоже на то, как у нас на базарах торгуют курами или поросятами, которых могут зарезать прямо в присутствии покупателя.

Конечно, традиция собакоедения вызывает у европейцев культурный шок, хотя в иных пищевых традициях не меньшее отвращение вызывает поедание лягушек или употребление молочных продуктов. Кроме того, зоозащитники выступают против «варварской традиции убоя», и когда в 1988 году в Сеуле должны были проводить Олимпиаду, поборники прав животных вынудили правительство убрать все харчевни, где подавали собачатину, в глубь кварталов, чтобы их вывески не попадались на глаза иностранцам. Впрочем, когда в 2002-м во время Чемпионата мира по футболу борцы с посинтханом снова начали кампанию, корейское правительство ответило иначе: «Это наша национальная традиция, мы ее никому не навязываем и не рекламируем, но это - наше право. Поэтому никаких действий по ограничению посинтхана мы предпринимать не будем».

В нынешнее время на отношение к собакам (а на самом деле - к домашним животным вообще) влияет не только глобализация, но и урбанизация. В большом городе животное теряет свою традиционную сельскохозяйственную роль, превращаясь в домашнего любимца. Отчасти четвероногие питомцы служат суррогатом детей, отчасти - символом статуса: поскольку метраж средней корейской квартиры не позволяет содержать питомцев, владеть домашними животными может либо состоятельный человек, либо отчаянный модник.

Этими соображениями определяется и выбор животных, которых заводят корейцы. С одной стороны, уход за питомцем не должен отнимать много времени, с другой - общение с ним должно быть активным. Большие собаки требуют слишком много времени и места, а птицы и рыбы не обеспечивают должный уровень коммуникации. Остаются или декоративные собачки, или котики, о жизни которых в Корее пойдет более подробный разговор.

Страшные и ужасные

Кошки появились в Корее в XI-XII веках, и начиная с XVII века их можно увидеть на традиционных картинах, где они нежатся среди цветов или наблюдают за птицами. Однако как минимум с конца XIX века вплоть до начала нынешнего столетия кошка вызывала у корейцев смесь отвращения и суеверного ужаса. Есть курьезная история о том, как корейский принц посетил американскую миссию, где для борьбы с мышами держали кошек. Когда ему, считавшемуся реформатором и вообще человеком прогрессивным, прыгнул на колени котенок, принц так сильно испугался, что упал в обморок.

Корейские страхи

В традиционной корейской культуре боязнь кошек - одно из самых распространенных суеверий. Соперничать с ним может только страх перед числом «четыре» (в китайском языке слово «четыре» созвучно слову «умирать»; из Китая суеверный ужас перед «четверкой» распространился на Корею и Японию) и вера в то, что не выключенный на ночь вентилятор потихоньку высасывает из человека жизнь.

С кошками до сих пор связано множество суеверий. Например, корейцы верят, что в последнюю ночь старого года ужасный демонический кот ищет возле домов оставленные за порогом туфли. А если находит их, то делает с обувью вовсе не то, о чем вы подумали, - инфернальное животное примеряет туфли, меняя тем самым к худшему всю дальнейшую судьбу их владельца. За хвост кота, который входит в дом, может держаться дух умершего, но бывает и так, что в саму кошку может вселиться дух убитой женщины. Последнее суеверие, правда, появилось под влиянием японских фильмов про кошек-оборотней, которые в Корее вплоть до 1990-х не показывали в рамках борьбы с японской культурной экспансией, зато исправно переделывали их сюжеты на корейский лад. Кстати, некоторые корейские националисты даже объясняли автору этих строк свою нелюбовь к кошкам следующим образом: «Самая известная кошка - это манэки-нэко. Манэки-нэко - это символ Японии. А что хорошего может быть от колонизаторов?»

Фото: Zuma / Panoramic / Global Look

Страдают от такого отношения в основном бродячие кошки, которых в Сеуле насчитывается от 30 до 200 тысяч (в зависимости от того, кто считал). Вид у них обычно зашуганный и ободранный. К тому же некоторые врачи традиционной медицины считают кошачье мясо лекарством от болей в суставах, так что на отдельных сезонных рынках торгуют и кошками, которым уготована судьба стать пищей. Зачастую от этой участи их спасают сердобольные европейцы. Впрочем, по сравнению с посинтханом «кошачья настойка» встречается значительно реже, а защитники животных активно разоблачают миф о ее полезности.

Ветер перемен

Жизнь кошек в Корее стала меняться к лучшему только в последние 10-15 лет. Сказывается и любовь к котикам, захватившая интернет, и популярность анимэшных «кавайных нэко», и определенное повышение уровня жизни, при котором снижается потребность выплескивать агрессию на бродячих животных. Правда, любимым домашним животным все равно считается собака, и кошку держит лишь примерно один из 5000 корейцев. При этом, как правило, это дорогостоящая породистая кошка, знак статуса, цена которой может раза в два превосходить европейскую.

Меняется и отношение к бродячим кошкам. Они появляются не только у буддийских храмов, как раньше, но и около некоторых харчевен, где их подкармливают иностранцы. Взять бродячего кота домой считается моветоном, дескать, это его карма - жить на улице. Но есть и те, кто регулярно подкармливает таких котов. Отношение к этим людям в обществе не очень хорошее: считается, что занимаются этим лишь те, у кого нет друзей и не сложилась карьера. Поэтому подкармливают уличных кошек сердобольные корейцы в темное время суток.

Причина того, почему собаки стали рассматриваться корейцами как ценный продукт питания, связан с . Большую его часть покрывают горы, поэтому небольшие клочки земли, пригодные для земледелия, использовались только в этих целях. Места для пастбищ или выращивания кормовых культур практически не было, поэтому коров, свиней или овец разводить было непросто.

У жителей центральных территорий не было доступа к морепродуктам, поэтому белки стали получать из более доступного собачьего мяса.


Собачатина - продукт с особым статусом

Однако вхождение этого мяса в рацион корейцев совсем не обозначает, что оно часто появляется на столе. К собачатине изначально относились как к сезонному и блюду, поэтому ее употребление ограничивалось интервалами в два-три месяца, а то и реже. Традиционный корейский суп посинтхан считается лечебным и употребляется только после затяжной болезни или сильного переутомления. В другие дни в Корее употребляют говядину и свинину, которую благодаря искусственным кормам стало намного легче получать.

В традиционной корейской медицине использовалось не только собачье мясо. Считалось, что целебными свойствами обладают практически все части тела этого животного - включая кости, зубы, глаза, кровь и желчь.

Одной из наиболее распространенных практик было применения собачатины в период беременности и родов. Считалось, что собачьи субпродукты облегчают появление ребенка на свет, увеличивают количество молока и помогают матери быстрее пойти на поправку.

Что касается сезонности собачатины, то корейцы верят, что посинтхан помогает переносить жару. Его варят и подают в три самых жарких для лета в середине июля.


Критика со стороны иностранцев

Традиционно у корейцев не было никаких этических сомнений в том, что есть собачатину совершенно приемлемо. В их представлении собаки ничем не отличаются от других животных, и разговоры о гуманности их употребления в пищу воспринималось как лицемерие и двойные стандарты. Кроме того, в гастрономических традициях страны есть и более странные и экзотические рецепты - например, поедание целого живого осьминога, который не хочет быть съеденным, поэтому цепляется щупальцами за шею и лицо человека, который пытается его проглотить. Зрелище не для слабонервных.


Однако Южная Корея столкнулась с резкой критикой западного общества, которое стало налаживать контакты со страной со второй половины ХХ века.

Одним из самых скандальных случаев дискуссии стало высказывание Бриджит Бардо о том, что нация, которая есть собак - это нация дикарей. Естественно, такое оскорбление вызвало в стране волну негатива против актрисы. В корейской прессе появились десятки статей о том, что нация имеет право на сохранение культурных традиций и не обязана потакать прихотям иностранцев.

Однако на уступки в Корее все же были вынуждены пойти. Во время летней Олимпиады 1988 года в Сеуле закрыли все рестораны, специализирующиеся на подаче собачатины, а из меню заведений приказали временно убрать это блюдо. Однако торговля собачьим мясом продолжалась «из-под полы», и нередко клиентами таких заведений становились состоятельные чиновники, которые и утверждали временные ограничения. При этом под влиянием западных общественных организаций в Южной Корее закрыли самый большой собачий рынок, где животные содержались в жестоких и антисанитарных условиях, а умерщвлялись негуманными способами.


Современная ситуация

В Южной Корее с конца ХХ века, после экономического прорыва и начала тесного сотрудничества с Западом, отношение к собакам как к домашним животным несколько поменялось. Они стали появляться в детской литературе и мультфильмах, а в больших городах стало модно заводить маленьких комнатных собачек. Тем не менее, до полноценной симпатии к этим животным все еще далеко. Не пришла в упадок и гастрономическая культура употребления собачатины, и корейцы даже стали с меньшим стеснением относиться к тому, что западное общество их осуждает.


В Северной Корее из-за минимальных контактов с внешним миром ситуация носит специфический характер. Большая часть жителей даже не подозревает о том, что в других странах их традицию употреблять в пищу собак считают аморальной или неправильной.

Но даже если бы они об этом узнали, то ситуация вряд ли изменилась бы: правительство поддерживает позицию, при которой корейская нация должна сама решать свои проблемы и не обязана ни перед кем отчитываться.

Поэтому изменять свои традиции под требования враждебного запада они точно не стали бы.

Основная порода собак для употребления в пищу в Корее - Нуреонги, или корейская съедобная собака, которая отличается от тех пород, которые содержатся в качестве домашних животных. Тем не менее, в 2015 году в СМИ были сообщения, что в пищу в Корее, кроме породы нуреонги, употребляются и многие другие породы собак, включая и бывших домашних питомцев. Различные породы собак также едят во многих других частях Восточной и Южной Азии, в том числе в некоторых регионах Китая и Филиппин.

Регулярно едят собачье мясо в Корее лишь небольшой процент населения, несмотря на то, что, по крайней мере, один раз в своей жизни собак пробовали до 30% южнокорейцев. В Корее существует большой музыкальный коллектив людей, которые выступают против практики употребления мяса собак. Однако у этого мяса есть и большая группа сторонников, которые выступают за сохранение традиционной культуры Кореи с ее многовековой историей.

Согласно службе новостей BBC, в 2003 году в Корее приблизительно 4000-6000 ресторанов предлагали супы, приготовленные из мяса собаки. Эти супы стоят около 10$, а блюда из мяса собаки на пару с рисом - около 25$. BBC утверждает, что в год на корейских кухнях употребляется до 8500 тонн собачьего мяса.

Собачье мясо наиболее часто употребляется в течение летних месяцев, в виде супов или рагу. Считается, что подобные супы обеспечивают хорошее здоровье, уравновешивая жизненную энергию тела.

Международное внимание

В 1988 году правительство Южной Корее призвало своих граждан во время летних олимпийских игр в Сеуле не употреблять мясо собаки, чтобы избежать огласки. Также на это время были закрыты все рестораны, где подавались наиболее популярные блюда из мяса собак, чтобы улучшить имидж страны. Тем не менее, в 1998 в обзорной статье сообщалось, что, несмотря на официальный запрет правительства в течение десяти лет, почти 20000 ресторанов продолжали готовить блюда из мяса собак.

Дискуссии на эту сложную для страны тему снова разгорелись в 2001 году во время чемпионата мира по футболу. Организаторы чемпионата под давлением группы по защите прав животных потребовали, чтобы правительство Кореи нашло возможные пути решения вопроса. Движение по защите прав животных побудило людей к бойкоту, если правительство не запретит продажу собачьего мяса в ресторанах Сеула. Однако это движение оказалось несправедливым и неуместным для большого количества корейцев и не изменило ситуацию.

Дискуссии об употреблении мяса собак в Корее

Некоторые люди в Корее, которые едят boshintang (переводится как "бодрящий суп"), полагают, что он обладает лечебными свойствами, и, в частности, повышает мужскую энергию. Мясо собак, как считается у корейцев, помогает сохранить тепловой баланс и может помочь избежать перегрева во время жары, хотя в Китае мясо собак употребляется в основном в зимние месяцы, так как китайцы считают, что оно наоборот, повышает тепло. Несмотря на это, никаких научных доказательств в поддержку подобных свойств и пользы для здоровья от употребления мяса собак, не существует.

Многие корейские буддисты считают употребление собачьего мяса преступлением. В отличие от говядины, свинины или птицы, собачье мясо не имеет легального статуса в качестве пищи в Южной Корее. Следовательно, хозяйства, которые выращивают и готовят собак различных пород, работают на полулегальном положении. Как результат, в Корее нет правил, требующих гуманного убоя собак на мясо.

Споры вокруг употребления мяса собак сосредоточены на методах забоя, которые включают использование электрического тока, удушение путем повешения и физическое забитие собаки до смерти. Иногда еще живых собак бросают в кипящую воду, чтобы удалить с них шерсть. Некоторые люди в Южной Корее считают, что мясо собак должны быть легализовано, чтобы легальные производители могли работать более гуманно и соблюдать санитарно-гигиеническим требования. Однако, опять же, многие люди считают, что подобная практика должна быть вообще запрещена законом.

В последнее время некоторые корейцы изменили свое отношение к пище из собачьего мяса и считают ее "ненужной жестокостью". Начиная с 1988 г, международные активисты по защите животных регулярно выступают против употребления мяса собак в Южной Корее. Тем не менее, корейские националисты защищают традиционные блюда корейской кухни и обвиняют активистов по защите животных в принуждении к "вестернизации". Опрос министерства сельского хозяйства Кореи в 2007 году показал, что 59% корейцев в возрасте до 30 лет не хотят есть собак. 62% людей из этой же возрастной группы заявили, что они считают собак домашними животными, а не едой. Многие молодые корейцы считают тех, кто едят собак, анахронистами.

«Южная Корея является 14-й экономикой в мире, но в этой стране ежегодно отправляют на забой 2,5 миллиона собак и тысячи кошек. Это называется «здоровое питание». Животные вынуждены терпеть лишения и невообразимые муки с самого рождения и до того дня, когда их убивают. А южнокорейцы искренне верят, что чем больше собака страдает, тем больше она обогатит качество мяса и повысит пользу для здоровья потребителя.
(Из петиции...)

Поедание собачьего мяса

Поедание собачьего мяса в странах Азии – традиция старая, только в Китае мясо собаки использовали в пищу с 500 г. до н.э. Ели собачатину в древние времена не только в Азии, но, например, и в Мексике. Что касается Кореи, то изначально собак там не воспринимали, как «друзей человека», а выращивали в качестве домашнего скота. Сегодня в этом плане ничего не изменилось, собаки, как и кошки, не являются домашними животными. По словам корейцев, отличие между домашним скотом и домашним питомцем – дело субъективное. В традиции поедания собак напрочь отсутствует религиозно-мифологическое объяснение. Корейцы, как и другие азиаты, употребляют мясо собак в пищу, потому что считают, что это полезно для здоровья.

Это национальная традиция

Почему одни едят свинину, а другие ее не едят. В глазах мусульман мы все тоже можем кощунственно выглядеть. Почему нужно идти со своим уставом в чужой монастырь? Это древняя традиция, которая родилась еще задолго до появления Европы, а в Китае уже в это время была высокоразвитая цивилизация и целый класс высокообразованных людей. Это полезно для здоровья, считают они. Многие употребляют различных животных, чтобы поддерживать здоровье организма. Никакого религиозно-мифического объяснения нет. Корейцы предпочитают есть собак специально выведенных на фермах пород, но это не значит, что дворняжка не может попасть в кастрюлю. Многие говорят о жестоком способе убийства собак, но почему не делают смертельную инъекцию коровам, свиньям и курицам? Наверное, голландцы тоже бы возмутились, если бы им сказали, что их национальные мельницы уже надоели», – рассказал историк, кандидат исторических наук, заведующий сектором Кореи Института востоковедения РАН Александр Воронцов.

Азиаты верят, что мясо собак повышает потенцию и лечит туберкулез, им страдают, например, многие сборщики риса, которые проводят большую часть времени, работая в воде. Подобные объяснения позволяют корейцам содержать собачьи рынки, от которых приходят в ужас туристы и все те, кому эта часть азиатской культуры не близка. Собак там держат, и правда, как скот. В тесных клетках по 20-30 животных, сидящих друг на друге. Забивают их прямо на глазах у покупателей. На сегодняшний день в Южной Корее более 17 тысяч промышленных собачьих ферм и жегодно забивается 2-2,5 миллиона собак.

Но даже такие условия жизни и смерти собак – результат борьбы зоозащитников, включая звезд первой мировой величины. Буквально 10 лет назад забой собак происходил прямо на улицах, а не в специально отведенном месте.

То, что корейцы, как и другие азиаты, откажутся в ближайшее время от мяса собак – маловероятно, считают корееведы. На сегодняшний день мясо собаки – еда праздничная, не входящая в ежедневный рацион.
«Корейцы давно реагируют на эти обвинения так: «Это наша национальная традиция. Ничего с этим сделать нельзя». Если во время Олимпиады 1988 года, когда корейцы больше зависели от внешнего мнения, они переименовали собачий суп в «суп долголетия» и убрали подобные рестораны с улиц, разместив их внутри переулков, а не на больших улицах, то сейчас корейская позиция сводится к следующему: «Мы никого не загоняем, ничего не делаем с особой жестокостью, не включаем эту еду в обязательную. Кто хочет оскорбляться – пусть оскорбляется, но оглядываться ни на кого мы не собираемся».

По ряду причин...

Традиция поедания собак связана именно с Кореей. Все знают, что корейцы едят собак. Но собака – это еда для праздничных случаев. Всякого рода разговоры, что корейцы подсунут вам собачатину под видом свинины все равно, что предполагать, что они приготовят вам осетрину и выдадут ее за минтай. Собачье мясо не является едой повседневного рациона – это элитная еда для торжественных случаев. Но стоит это мясо не очень дорого».

На сегодняшний день собак в Корее едят меньше, а сама тема часто становится лакмусовой бумажкой для СМИ и общественности. Корейское общество относится к обсуждению этой проблемы не агрессивно. Привыкли.

Все эти вещи связаны с тем, что, по-первых, появилось более европеизированное поколение, для которых собака не еда, а предмет для «уси-пуси», а во-вторых, ушло поколение, которое помнит, то такое жить в деревне и там самим забивать домашний скот. Молодежь же привыкла, что колбаса чудесным образом производится в их холодильнике. Кроме того, поскольку корейское общественное мнение в эту сторону не очень агрессивно, то это хороший способ набирать очки на теме, которую ты можешь поднимать без существенного риска. Именно поэтому этот скандал не очень скандал. С одной стороны, зоозащитникам есть о чем беспокоиться, а с другой – много вы видели демонстраций за права французских лягушек? Обратите внимание, что по отношению к Китаю или Корее зоозащитники истекают пеной, а о других странах, где собак тоже едят, почему-то забывают

Запрет на убийство собак был введен на Филиппинах, Сингапуре и Гонконге, однако, как эксперты утверждают, практического применения этот запрет не носит. Собак как убивали, так и убивают. Зато появился простор для общественно-политического маневра и работы черных рынков, которых не мало, а деятельность их регламентировать уже нельзя. Во Вьетнаме убивают собак даже больше, чем в Корее – порядка пяти миллионов в год, при этом там частенько пускают на мясо даже украденных собак. Уровень потребления собак сохранился и в Камбодже.

Как в Китае празднуют смерть собак

Когда эксперты говорят об отсутствии обрядности в поедании мяса собак, они все же упускают одно важное мероприятие, которое проходит в Китае. Ежегодно в городе Юйлинь с 21 по 30 июня празднуют день летнего солнцестояния, самой главной традицией которого стало поедание мяса собаки. За 10 дней жители города забивают около 10-15 тысяч собак, веря, что блюда из собачатины отгоняют тепло летних месяцев.

В июне 2015 года в Великобритании подготовили петицию с требованием запретить фестиваль, инициатива собрала три миллиона подписей. Китайское правительство даже пошло навстречу общественности и запретило кровавый праздник. Однако это привело к тому, что граждане обвинили государство в пособничестве европейскому влиянию на страну. Правительство от запрета быстро отказалось, утверждая, что фестиваль в Юйлинь – слишком старая национальная традиция, а собак убивают в эти дни гуманно. Однако кадры, которые время от времени появляются в сети с фестиваля в Юйлинь, говорят об обратном. Радостные китайцы сидят за столиками и наблюдают, как убивают собак.

Долгое время жители Южной Кореи возмущались по поводу желания западных зоозащитников отнять их право есть собачье мясо. Они приводили сильные доводы в пользу нормальности своих вкусов. Но теперь традиция исчезает сама собой

Активисты по защите животных из групп «Волна освобождения животных» и «Последний шанс для животных» протестуют против торговли мясом собак. Сеул, июль 2018 Фото: Ed Jones / AFP

В четверг, 22 ноября, корейские власти приступили к демонтажу крупнейшего в стране комплекса собачьих боен, расположенного в городе Соннам. Под давлением зоозащитников территория, на которой прежде располагалось шесть боен, забивавших собак для обслуживания специальных кафе и ресторанов, будет в ближайшее время очищена от соответствующих сооружений и оборудования, а на их месте муниципальные власти планируют разбить парк.

В прошлом году в том же Соннаме были уничтожены кустарные собачьи бойни , которые действовали на территории местного рынка Моран, считающегося одним из главных центров продажи собачатины в Южной Корее. Несмотря на подобные меры, сама продажа собачьего мяса по-прежнему считается допустимой. Торговцам запретили лишь выставлять покупателям для выбора живых собак, которых после покупки забивают и разделывают на месте. Точно так же, как и нынешнее закрытие боен, работавших на подающие собачье мясо рестораны, не означает, что сами эти рестораны автоматически закрываются. Собачье мясо сейчас оказывается в Корее в серой зоне — есть его не запрещено, однако этого все больше принято стыдиться. Причем такой статус собачатины определился в последнее десятилетие. И это заставляет думать о том, есть ли в нашем мире какие-то незыблемые обычаи и привычки и всегда ли защита традиций оправдывает прикладываемые усилия.

Олимпиада без вкуса собачатины

Если спросить жителя России, в какой стране едят собак, ответом почти наверняка будет Корея. Несмотря на то что собачье мясо вполне допустимо в кухне некоторых районов Китая, а также употребляется в пищу в Юго-Восточной Азии, именно Корея оказалась тем местом на Земле, с которым у «просвещенного мира» имеется устойчивая ассоциация с поеданием собак. И связано это не в последнюю очередь с тем, как по меньшей мере последние 30 лет относятся к своей кулинарной традиции сами корейцы. Хотя споры о том, насколько позволительно и допустимо употреблять в пищу собак, велись и в предыдущие годы, одним из важных поворотных моментов в свое время оказалась подготовка страны к проведению сеульской Олимпиады в 1988 году. Тогда, готовясь принять делегации со всего мира, власти особенно старались устранить все, что могло негативно повлиять на репутацию страны в глазах иностранных гостей. Именно тогда рестораны и закусочные, подающие собачье мясо, решено было убрать с главных городских улиц и передвинуть куда-нибудь на зады. Тогда решение властей было встречено с возмущением. Защитники традиционных ценностей посчитали, что власти проявляют недопустимое низкопоклонство перед иностранцами и что незачем носиться с чувствами гостей, когда речь идет об обычной национальной пище. Впрочем, беспокоясь о репутации страны, власти пошли еще дальше, объявив в 1988 году выращивание собак для забоя и производство собачьего мяса незаконными. Однако за нарушение этого закона не было установлено никакого наказания. Действия чиновников как бы подчеркивали, что государство испытывает некоторую неловкость от существования обычая, но не будет действовать прямыми запретами.


Официантка сеульского ресторана подает мясо собаки студентам французского лицея, 12 апреля 2002. Французские активисты осудили употребление мяса собак в Корее и активизировали свою кампанию перед финальной частью Чемпионата мира по футболу Фото: Kim Jae-Hwan / AFP

На страже традиций

Первой реакцией на запреты было возмущение. При этом особое раздражение вызывала, разумеется, критика со стороны иностранцев. Долгое время кампанию против забоя собак на мясо в Корее вела Брижит Бардо, после ухода из киноиндустрии посвятившая себя защите прав животных. Она публично называла эту традицию «варварской». В ответ Бардо стала получать тысячи возмущенных писем , отправители которых не советовали представительнице страны, где едят улиток и лягушек, обсуждать чьи-то кулинарные традиции.

Когда в 2002 году Южная Корея вместе с Японией должна была принимать чемпионат мира по футболу, ФИФА обратилась к республике с призывом запретить торговлю собачатиной и блюдами из собак ради уважения к чувствам гостей чемпионата. В ответ группа корейских парламентариев выступила с инициативой немедленно вернуть легальный статус продаже собачьего мяса в качестве протеста против беспардонного вмешательства в дела страны.

Разумеется, возмущение иностранной критикой, указание на лицемерие и ханжество представителей западных стран, сокрушающихся о судьбе корейских собак, не было единым. В корейском обществе и в те времена были противники поедания собачатины, скептически смотревшие на ценность этого обычая. Тем не менее голос защитников традиций был силен. В конце концов, их можно было понять. Есть собачье мясо не ужаснее, чем любое другое. Тем более что в пищу в Корее используется особый вид собак, близкий к шпицам , которые традиционно выращивались именно для последующего забоя — с этими собаками не устанавливают персональных отношений, они не являются членами чьих-то семей. Сложно сказать, каким характером и интеллектом обладает собака, которую на протяжении поколений отбирали лишь по качеству ее мяса.

Собака входит в дом

Тем не менее, при всех этих вполне надежных аргументах, которые могли бы позволить всем желающим по-прежнему употреблять собачатину, чувствуя себя здравомыслящими приверженцами традиций, что-то в корейском обществе начало меняться само по себе.

Когда Корея готовилась к новому важному спортивному событию — Олимпийским играм в Пхенчхане, организаторы предпочитали говорить о поедании собачьего мяса как об умирающей традиции. Председатель оргкомитета «Пхенчхан-2018» Ким Чжин Сон на соответствующий вопрос, заданный ему во время Олимпиады в Сочи, ответил , что на этот раз никаких протестов по поводу поедания собак он не ожидает, поскольку собачатину в стране теперь никто не ест. Во всяком случае, он не знает ни одного такого человека в своем окружении. Разумеется, откровенное лукавство чиновника не требует разоблачений. И все же даже для подобного отрицания очевидного некоторые основания есть. Корейцы действительно все меньше едят собак и склонны прислушиваться к аргументам сторонников запрета собачьего мяса. По данным опроса 2015 года, об употреблении в пищу собачьего мяса заявили 37 процентов жителей Южной Кореи. Это значительно меньше, чем данные прошлых лет. В 2017-м уже 70 процентов опрошенных утверждали , что не едят собак. При этом среди подростков доля отказавшихся от собачатины доходила до 80 процентов.

Далеко не все из тех, кто перестал рассматривать собак как источник еды, считают нужным полностью запретить собачье мясо. Тем не менее резкое падение интереса к этому аспекту национальной кухни действительно заметно. Объясняется это прежде всего тем, что изменилась сама Корея. Собака стала в стране распространенным домашним животным; прежде, из-за традиций и уровня жизни, собак дома держали редко. А значит, изменилось психологическое отношение к тому, чтобы есть их мясо. Но главное, Корея стала экономическим гигантом, широко встроенным в мировую экономику, ее молодежь, по крайней мере образованная ее часть, рассматривает себя в глобальной повестке. У нее просто нет необходимости держаться за крайне спорный кулинарный обычай, вызывающий недоумение или, наоборот, нездоровый интерес у иностранных собеседников. Теперь нежелание убивать собак, чтобы их съесть, — не какой-то навязываемый им извне стереотип, а просто нормальная часть убеждений образованного городского жителя. Кроме того, полулегальный статус собачьего мяса также сказывается на особенностях его продажи на не слишком престижных рынках и в специальных ресторанах. Что также может работать ограничителем. Так или иначе, сами владельцы подобных ресторанов говорят, что спрос на блюда из собак постоянно снижается. Это превращается в специфическое угощение для пожилых людей, не готовых отказаться от старых привычек.

В защиту любой неоднозначной традиции можно найти серьезные аргументы. Они могут быть сентиментальными или крайне рациональными. Если такую традицию критикует посторонний человек, это вызывает инстинктивный протест. И для подобного протеста тоже найдется повод: посторонний человек может оказаться ханжой или просто не очень умным. Однако все это вовсе не основание для того, чтобы держаться за подобные скрепы вечно. Иногда можно стать просто немного богаче, чуть более широко посмотреть на мир, и тебе самому расхочется есть собак. В каждой культуре таких «собак» хватает.

Птицы