Митрополит анастасий грибановский. Митрополит Анастасий (Грибановский) Митрополит анастасий меткин

Активная фаза событий начала разворачиваться в центре Ульяновска накануне вечером, когда новый митрополит направлялся в Спасо-Вознесенский собор. Однако здесь митрополита Анастасия ждала отнюдь не теплая встреча.

Собравшиеся у храма несколько десятков верующих, завидев митрополита, начали громко кричать: «Анаксиос!» (с греческого — «Недостоин!»).

Другие священники и несколько казаков, обеспечивавших общественный порядок, окружили митрополита, чтобы тот с иконой в руках мог войти в собор. После этого толпа прихожан с громкими криками начала прорываться в храм.

Казаки пытались сдержать натиск верующих, но безуспешно. Очевидцы происшедшего говорят: массовой драки удалось избежать лишь по чистой случайности. Но без мелких потасовок дело не обошлось.

«Я попытался закрыть дверь в собор, чтобы вся эта толпа в храм не прошла, но куда тут! Одна бабка в меня просто вцепилась, до сих пор рука болит», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из казаков.

По его словам, полиции не было, казаков было мало. «Варвары могли бы и до алтаря дойти и весь собор осквернить», — рассказал мужчина. По некоторым данным, после происшедшего у 70-летнего Анастасия случился сердечный приступ.

Вместе с разгневанными прихожанами к собору явились и священники протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, недовольные тем, что Синод перевел митрополита Анастасия из Казани на Симбирскую кафедру.

Имя епископа Анастасия (в миру — Александр Меткин) упоминалось в связи со скандалом в Казанской семинарии. В конце 2013 года выпускники пожаловались на домогательства со стороны проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина). Проверку деятельности игумена Илюхина провел учебный комитет РПЦ, а также прокуратура. В результате отец Кирилл уволился из семинарии, а весной прошлого года Синод освободил Анастасия от должности ректора семинарии.

«Голубой» шлейф и стал официальной причиной раскола в Симбирской епархии.

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей», — заявил собравшимся верующим протоиерей Иоанн Косых.

По его мнению, после волны слухов и обвинений Анастасий должен был либо «очистить свое имя», либо «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать». «Но владыка Анастасий этого не сделал. И полтора года уже навет этот на Казанской митрополии», — сказал священник. Он объяснил, что борется исключительно за то, «чтобы Симбирская епархия не именовалась содомской и гоморской».

По словам протоиерея, ему и его коллеге иерею Георгию Рощупкину «уже угрожали». «Нам сейчас предлагают — вы замолчите, согласитесь на это. Нас обещали выгнать из храмов, а меня и из квартиры, потому что у меня нет жилья», — сказал Косых.

Он также предупредил, что «все таинства, которые совершаются священником или митрополитом, который нарушил каноны, недействительны». «Поэтому прошу вас молиться», — обратился он к пастве.

По словам Георгия Рощупкина, «они решили идти до конца в соблюдении канонов церкви». «Нам уже угрожали запрещением служения, — подтвердил он. — Одно беззаконие ведет за собой следующее беззаконие». Он также заявил собравшимся, что «на нашу землю сейчас пришла беда» и «великая кара постигнет нас в ближайшее время». Ранее клирики и паства выступали с обращением к митрополиту Феофану — именно его сменил митрополит Анастасий. В обращении, в частности, отмечалось, что «к священникам Симбирской епархии ежедневно обращается множество людей, которые крайне смущены дурными слухами о митрополите Анастасии». Сам иерей Георгий Рощупкин отказался комментировать «Газете.Ru» события, происходящие в Ульяновске.

Личный секретарь митрополита иеромонах Филарет (Кузьмин) в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» сообщил, что, по его сведениям, «протестующих организованно привезли и увезли на «Газелях».

«Действительно верующих, которые бы посещали храм, там было минимум. Мне непонятно, почему эти священнослужители ведут себя так. По сути, они устроили массовые беспорядки. Ведь нарушаются и гражданские законы, и происходит разрушение основного принципа церкви — единства», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, любые конфликты внутри РПЦ должны решаться с помощью диалога и церковного суда, однако ни Рощупкин, ни Иоанн туда не обращались.

Иеромонах Филарет также сообщил, что от одного из граждан в полицию поступило заявление по факту организации священнослужителями беспорядков.

Православный богослов, протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил «Газете.Ru», что «патриарху важно показать своей гвардии (епископам), что он их ни в каких ситуациях не сдаст, если они будут верны ему».

«А вот рядовое духовенство важно, напротив, запугать. Тесная дружба с госвластью делает неинтересным мнение церковного народа. Вдобавок его мнение можно формировать с помощью манипуляций в медиа. Они уже начались: пошла демонизация несмолчавших. Мол, это проплаченные и бесноватые крикуны, которые хотели убить митрополита. Хотя это были просто прихожане, многие годы знающие этих двух своих священников. Им не нужно было никаких SMS-рассылок, флешмобов и гонораров», — пояснил Кураев. По его словам, «на непокорных священников в полиции Ленинского района Ульяновска уже оформляется дело».

Кураев также напомнил, что расследование сексуальных домогательств в Казани в конечном итоге «было спущено на тормозах».

Источник в РПЦ сообщил «Газете.Ru», что «ситуация в Ульяновске очень сложная». «Сейчас идут переговоры, стремительных решений тут быть не может. Надо немного подождать», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Сам митрополит Анастасий сегодня на службе в соборе назвал происходящее «майданом». «Да, я грешный человек, — признался он. — Я недостоин, может быть, по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого «майдана», пасторства. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда. И если суждено будет, то у престола готов принять мученическую смерть от рук вот таких людей. Во всяком случае, отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

По его словам, те, кто восстает против решения патриарха и против решения Синода церкви, будут «низвержены в бездну адскую».

Впрочем, в Ульяновске обсуждается и другая версия происшедшего конфликта. По слухам, глава региона Сергей Морозов нашел общий язык с митрополитом Феофано и его уход якобы был серьезной потерей для губернатора. В Ульяновске Феофан прослужил чуть больше года, успев снискать всероссийскую известность проведением торжественного молебна под флагами партии «Единая Россия» на площади 100-летия со дня рождения Ленина.

К слову, губернатор, сославшись на отпуск, не приехал на первую встречу с новым митрополитом, что подтвердил «Газете.Ru» секретарь Анастасия. С митрополитом встречались подчиненные главы региона.

В связи с назначением Анастасия митрополитом Симбирским и Новоспасским ульяновские священнослужители протоиерей Иоанн Косых, иерей Георгий Рощупкин и пришедшие с ними миряне выступили против Анастасия, выкрикивая «Анаксиос!» («Не достоин!») перед началом его первой службы в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе 20 июля 2015 года . Против назначения митрополита Анастасия в обращении к Феофану , бывшему митрополиту Симбирскому и Новоспасскому, выступила часть участников ульяновского епархиального православного молодёжного клуба, большая часть которого встала на сторону Анастасия . Основанием своих действий протестующие объявили нарушение митрополитом Анастасием 90-го правила свода Карфагенских соборов. Однако, по мнению богословски образованных членов [кто? ] РПЦ, такие действия мирян и клириков в отношении к своему епископу подпадают под целый ряд прещений по нескольким пунктам свода канонов .

Обвинения гомосексуализме

В декабре 2013 года обвинён протодиаконом Андреем Кураевым в отказе лишить сана пресс-секретаря Казанской епархии игумена Кирилла (Илюхина), проректора Казанской духовной семинарии , дело которого о подозрении в гомосексуальных актах с подопечными разбирала комиссия Патриархии. Игумен Кирилл (Илюхин) обвинялся в сексуальном домогательстве к воспитанникам семинарии. Дело рассматривала комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви, под руководством протоиерея Максима Козлова . По результатам расследования, игумен был отстранён от занимаемой должности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, хотя комиссия не обнаружила доказательств сексуального домогательства , и он был оставлен в священном сане. Исполняющий обязанности старшего помощника прокурора Татарстана Сайяра Зиятдинова направил в прокуратуру Авиастроительного района Казани письмо в котором было отмечено, что «направляется поступившее через интернет-сайт обращение О. М. Глазовой от 9.01.2014 о проведении проверки в отношении проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии Русской православной церкви К. Илюхина» на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), а также добавлено, что «о результатах рассмотрения обращения прошу сообщить заявителю» . Отсутствие состава преступления подтвердили и результаты следствия - был дан отказ за отсутствием состава преступления. [ ]

Корреспондент ИА REGNUM Василий Стадницкий критиковал митрополита Анастасия за плохое управлении епархией, потворство распространению гомосексуализма в Казанской семинарии и среди духовенства Казанской митрополии, а также в самом гомосексуализме.

Митрополит Анастасий прожил яркую и насыщенную событиями жизнь, уже более четверти века беспрерывно находясь на службе Богу и православной церкви. Несмотря на ряд скандалов и происшествий, пошатнувших его положение среди духовенства и православных мирян, нельзя забывать о большом количестве благих дел, которые он совершил для укрепления христианской веры и церкви в течение своей жизни.

Биография

Будущий митрополит Анастасий Казанский появился на свет 27 августа 1944 года. Поскольку его родители были чрезвычайно набожными людьми, судьба мальчика была предопределена ещё с рождения.

Сразу после окончания школы он делает свою первую попытку поступить на обучение в Московскую духовную семинарию, однако не поступает и вместо неё решает получить образование в строительном училище.

Несмотря на это, от своей мечты он не отказался и совмещал основной труд на заводе со службой в Успенском храме в чине пономаря.

В 1967 году он приезжает в Казань, где тогдашний архиепископ Казанский и Марийский Михаил назначает его на должность псаломщика в Никольском кафедральном соборе. Видя, что юноша трудится не покладая рук, архиепископ способствует его продвижению по карьерной лестнице и в 1968 году рукоприкладывает его в звание диакона, а уже через несколько лет, в 1972 году, посвящает его во пресвитера.

Как и собирался в юности, он поступает в Московскую духовную семинарию и без труда её оканчивает.

Начало активного продвижения по службе

В сентябре 1976 года под руководством епископа Казанского и Марийского Пантелеимона принимает постриг в монашество и нарекается именем Анастасий, получив при этом сан игумена.

В том же году его назначают в тот же Никольский кафедральный собор, где он исполнял должность псаломщика, секретарём епархиального управления.

В 1983 году Анастасий заканчивает обучение в после чего его повышают в сан архимандрита.
С 6 по 9 июня 1988 года Анастасий являлся активным участником Посметного собора, проходившего в связи с 1000-летием крещения Руси.

Архиерейство

В конце 1988 года на собрании Священного синода издаётся указ, из которого следует, что он назначается епископом Казанским и Марийским, взамен удалившегося на покой по собственному желанию епископа Пантелеимона, того самого, который ранее был главным сподвижником продвижения Анастасия по службе.

В 1990 году Анастасий принял участие в а уже через три года, в связи тем, что из Казанской епархии были выделены некоторые территории, стал именоваться как епископ Казанский и Татарстанский.

Однако он недолго задержался в этом чине и уже 25 февраля 1996 года стал архиепископом, заняв через год после этого ещё и пост ректора Казанского духовного училища. Удивительно, но ровно через год училище получает статус семинарии, и влияние митрополита продолжает расти.

Священный синод, следивший за достижениями новоизбранного ректора, 16 июля 2005 года постановил включить его в группу, разрабатывающую документ, касающийся укрепления позиций православной церкви.

Весной 2012 года, в связи с очередным решением Священного синода, он получает должность священноархимандрита в нескольких мужских монастырях.

В 2012 году Анастасий становится главой вновь образованной Татарстанской митрополии и временно берёт на себя обязанности управляющего Чистопольской епархией.

Несмотря на далеко не маленький сан, вершиной его православной карьеры стало возведение в сан митрополита 18 июля 2012 года. Несмотря на то что после скандала, разразившегося в стенах подчинённой ему семинарии, среди верующих появились первые слухи о том, что митрополит Анастасий Казанский уходит на покой, они не подтвердились, ведь уже 13 июля 2015 года его назначают на должность митрополита Симбирского и Новоспасского и, соответственно, он становится главой Симбирской митрополии.

Начало неудач

Внимание общественности к митрополиту Анастасию появилось начиная с того момента, когда прогремел первый скандал. Все началось с того, что в Татарстане произошла серия поджогов православных церквей. Несмотря на то что в них подозревали группу радикальных исламистов, виновные так и не были обнаружены.

Православные люди были ошеломлены тем, что митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий не предпринимает никаких решительных действий по выявлению виновных. Даже несмотря на те действия по выявлению поджигателей, которые всё-таки осуществил митрополит Анастасий, Казанская епархия всё же решилась выступить с осторожной критикой в его адрес.
И вот на фоне этих событий в Татарстанской митрополии разразился новый ещё более громкий скандал. На этот раз он напрямую коснулся внутренних проблем в руководстве самой митрополии.

Разразившийся скандал

Скандал, поразивший как православных мирян, так и духовенство, разразился в 2013 году, когда несколько учеников семинарии подали жалобу на развратные действия игумена Кирилла Июхина, занимающего при Анастасии пост проректора по воспитательной работе. В Казань из Москвы была срочно отправлена специальная комиссия с целью проверки того, как обстоит положение на самом деле. Приехав в семинарию, проверяющие столкнулись с тем, что пострадавших оказалось гораздо больше, а о своеобразных порядках, принятых в её стенах, была осведомлена большая часть учащихся, которые молчали из-за боязни быть исключёнными на последних годах обучения.

После ряда скандальных публикаций, волной прокатившихся в прессе, и решения, которое вынесла комиссия, игумен Кирилл Илюхин был отстранён от занимаемой должности и уволен с занимаемого им поста пресс-секретаря. В то же время митрополит Анастасий Казанский отстранён от должности ректора семинарии. Митрополит счёл за должное провести с учащимися беседу, сетуя на то, что они зря оклеветали игумена. Однако в полную силу скандал разразился только после того, как получил массовую огласку из-за того, что запись этого выступления была опубликована в блоге

Судьба семинаристов

В свою очередь, участь семинаристов, решившихся открыто подписать жалобу на игумена Илюхина, была предрешена. Например, из семинарии, был отчислен Степанов Роман, выступавший инициатором написания жалобы в Москву и недоучившийся совсем немного.

Несмотря на такое серьёзное обвинение, сам Илюхин от него практически не пострадал. Сейчас он служит в являясь советником местного архиерея, митрополита Виктора.

Однако следует отдать должное местным правоохранительным органам, которые начали проверку по факту совершённых преступлений. Как ни странно, подозреваемого в Твери уже не было, он спешно уехал в Казахстан и даже решил принять казахстанское гражданство.

Перевод в Ульяновск

Несмотря на благие дела, которые совершил митрополит Анастасий Казанский, скандал существенно испортил его безупречную репутацию. Несмотря на его перевод (с понижением) в Ульяновск, за заслуги перед людьми и церковью во время проводов из Казани глава Татарстана наградил его высшим орденом республики.

Однако на этом череда неудач у митрополита не прекратилась. Уже 20 июля, когда митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) прибыл в Ульяновск, его встретили два священника в окружении мирян, скандируя: «Анаксиос!» («Недостоин!») Сторонники невиновности Анастасия тут же объявили, что митинг организован врагами митрополита. При этом даже патриарх Кирилл осудил подобное проявление недовольства.

Несмотря на то что митинг проходил весьма благопристойно, один инцидент укрепил враждебное отношение людей к митрополиту. Войдя в храм, они ещё несколько минут повторяли своё «Анаксиос!» Не сумев их успокоить словами, один почтенный протоиерей ударил православную мирянку по лицу. Это было последней каплей для митингующих, которые уже через несколько минут покинули храм, для того чтобы больше в него не возвращаться, пока митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) будет занимать этот пост. После данных событий митрополит произносил свою проповедь практически в пустом храме, что не могло не сказаться на его и так пошатнувшейся репутации.

Благие дела

Несмотря на скандалы, в которых был замешан тогда ещё митрополит Казанский Анастасий, отзывы о его православных делах надолго останутся в памяти верующих людей. Его церковная деятельность в Казани длилась в течение примерно 25 лет, за время которых он успел сделать много благих дел.

При нем началось возрождение многих монастырей, включая и Раифскую обитель, где сейчас хранится Казанская чудотворная икона Богоматери. Кроме того, именно митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) был основателем духовой семинарии, что не может остаться без внимания.

Заключение

Примечательно, что Первый храм, который вернул тогда ещё митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий - собор Петра и Павла, - празднует престольный день 12 июля, и именно на этот праздник пришлась весть об отставке митрополита.

На сегодняшний день ему исполнился уже 71 год, и среди православных верующих стали активно распространяться слухи о том, что уставший от мирской суеты митрополит Анастасий Казанский уходит на покой, однако это не совсем так. Глава не может покинуть свой пост, пока не найдёт себе достойного преемника, который продолжит укреплять положение православной церкви в России.

О гомосексуализме в Казанской епархии говорили уже давно. Например, за год до скандала, в октябре 2012 г. публично высказалась монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) в газете «Звезда Поволжья»: ()

13.12.2013. Комиссия Учебного комитета РПЦ во главе с М.Козловым провела внеплановую инспекцию в Казанской семинарии. Причина - жалобы семинаристов на сексуальные домогательства проректора Кирилла Илюхина. Большинство студентов подтвердили истинность обвинений. По результатам проверки Илюхин был снят с должности и изгнан из епархии.

…Глубокой ночью священник друг отца Кирилла ушел спать с понамарем храма в другой корпус. Я лег на раскладной диван, а отец Кирилл не смотря на то, что в комнате были еще раскладные кресла лег со мной не смотря на мои возражения. Около 7 00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах на улице было холодно. Я боялся возвращаться. Иных средств доехать до Казани не было. Когда, замерзнув, я вернулся в дом, отец Кирилл не спал, ждал меня и повез меня в семинарию. Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной. Нередки случаи, когда помошник отца Кирилла будит среди ночи одного из семинаристов или же отец Кирилл сам звонит (часто зовет певца из хора, чтобы он пел). Он возвращается утром пьянный и ничего о произошедшем ночью не расказывает.

…Все ребята быстро разбежались и я тоже собирался уходить, но игумен К. начал останавливать меня просил меня чтобы я остался с ним, я сказал что мне тоже нужно уходить, но он обнял меня и повел меня комнату и толкнул на кровать, я быстро поняв что происходит хотел уйти, но он опять меня схватил и начал обнимать и домогаться близости. Я был в шоке, я вырвался из его рук и обувшись быстро сбежал из его кельи. На следующий день Игумен Кирилл вел себя как ни в чем не бывало.

Описание инспекции №1 (из ЖЖ Кураева, Казанские проверки , 27.01.14) ()
Описание инспекции №2 (Kazan Week , 15.12.13) ()

01.02.2014. Митрополит Анастасий принял участие в юбилейной службе в храме Христа Спасителя, посвященной 5-летию интронизации патриарха Кирилла.

Скрипт дедулькина kalakazo Радуйся, Симония добытчице - 2 () и его же Достойный ответ предателям в рясах...

04.02.2014. "То, что общецерковный суд молчит по упомянутому вопросу, вовсе не значит, что дело не расследуется", - заявил замглавы управления делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

07.03.2014. Роман Степанов, студент 4 курса КазДС, отчислен за «неоднократный обман представителей администрации, вступление с ними в открытый конфликт, нераскаянность в своих действиях и поступках, клевету на священноначалие, администрацию и воспитанников Семинарии». Приказ об отчислении 10.03 опубликовал в своем блоге А.Кураев. Он заявил, что по его сведениям из КазДС было отчислено шесть студентов, но иер. Филарет сказал , что только два.

(18.08.1873–22.05.1965)

Анастасий (Грибановский) - митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, председатель Архиерейского Собора и Синода, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

В миру Грибановский Александр Алексеевич, родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Терновский район Воронежской области), где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать — Анною.

По окончании Тамбовских духовных училища и, в 1893 году, семинарии, он поступил в Московскую духовную академию на казённый счет. Учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В то время ректором там был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Церкви Заграницей, который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии, а впоследствии - патриархом Московским.

Почти через год по окончании академии, в апреле 1898 года, Александр был пострижен Тамбовским епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита , празднуемого Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха.

Педагог в духовных школах

В августе 1898 года ректором Московской духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году он назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а в июле 1901 года - преподавателем, а затем и ректором Московской духовной семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан архимандрита. Свое педагогическое служение в эти годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского) , будущего священномученика.

Епископ Серпуховский

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, четвёртого викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре. В своем слове при наречении во епископа, в порыве прозрения он предрёк что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».

В круг обязанностей новорукоположенного епископа Анастасия как викария Московской епархии входило совершение очередных праздничных богослужений в большом Успенском соборе, храме Христа Спасителя и многих других московских храмах и монастырях, а также посещение приходов епархии, по поручению митрополита, заведование духовно-учебными заведениями, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве митрополита Петра. Он принял участие в первом Общеземского съезда по народному образованию в Москве, в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций, заведовал комиссией чтений для рабочих и её издательством.

Долговременное пребывание в Москве (около 8 лет в должности викария, а считая годы учения - свыше 20) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета. Природная любознательность и уважение к науке сблизили Анастасия с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Е. Н. и С. Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д. А. Хомякову, Ф. Д. и А. Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

Епископ Холмский

14 мая 1914 владыка Анастасий был назначен епископом Холмский и Люблинский. Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России он считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. За его труды владыка был награждён орденом святого Владимира 2-й степени, а затем, в 1915 году, получил и совсем необычную для духовного лица награду - орден святого благоверного великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, - как говорилось в высочайшем рескрипте, - к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

Ход военных событий заставил Преосвященного Анастасия в середине 1915 года эвакуироваться вместе с епархиальным управлением из Холма вглубь России. Поселившись временно в Москве, в Чудовом монастыре, он часто выезжал в Петроград, по делам своей рассеянной паствы, и посещал холмских беженцев в местах их расселения в приволжских губерниях и далее за Уралом.

На Кишинёвской кафедре

С 10 декабря 1915 года владыка Анастасий - епископ Кишинёвский и Хотинский, а с 6 мая 1916 года - архиепископ.

Вскоре образовался новый румынский фронт, и архиепископ Анастасий опять оказался в непосредственной близости от театра военных действий. И тут он часто посещал воинские части с целью их пастырского окормления и воодушевления.

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твёрдо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств, как на чистоту веры, так и на её канонический строй.

В августе 1917 года архиепископ выехал из Бессарабии в Москву, чтобы принять участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, где он возглавлял отдел церковного имущества и хозяйства. Он поддерживал предложение о восстановлении патриаршества в России. В первом туре голосования за кандидатов на патриарший престол владыка Анастасий получил 13 голосов, став шестым по числу набранных голосов. После избрания патриархом святителя Тихона владыка Анастасий, как знаток древних уставов, возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.

Особенное внимание архиепископ Анастасий уделял красноречию как средству проповеди . Сам он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона. Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награждён правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Как член Синода и один из самых доверенных со-трудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишинёвской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

Архиерей в Константинополе

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.

Возвратившись на краткое время в Россию, он посетил Новороссийск, Ростов и Новочеркасск, где вошел в сношение с Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), исполнял некоторые его поручения и в 1920 года снова выехал через Одессу в Константинополь. 15 октября 1920 года ВВЦУ Юго-Востока России назначило владыку на правах епархиального архиерея управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло. 22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до 175 000, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

В 1921 году, по поручению Высшего Церковного Управления, переехавшего с юга России сначала в Константинополь, а потом в Югославию, архиепископ Анастасий посетил Афон и Святую Землю с целью ознакомления с положением афонских русских монастырей после войны и особенно с состоянием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, экономические дела которой были совершенно расстроены военными потрясениями.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября-2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Владыка Анастасий возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела, он выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего Дома Романовых. При этом, вместе с 34-мя членами Собора, Анастасий сделал письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством отдела “Духовного возрождения России” постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного Собора не подлежит; посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие».

Собор также образовал Высшее церковное управление заграницей, которое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 года патриарх Тихон, своим вынужденным указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Карловцах, в котором участвовал владыка Анастасий, подчинился этому указу и 13 сентября 1922 года распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви Заграницей, которым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 года до конца своей жизни владыка Анастасий состоял в юрисдикции этого Синода.

В 1923 году архиепископ Анастасий присутствовал, без полномочий представлять Русскую , на первых шести заседаниях так называемого "Всеправославного Конгресса", созванного патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ возвысил голос против ряда предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию, обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей. В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию, где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии. Затем он переехал в Югославию для участия в очередном Архиерейском Соборе.

По поручению последнего он отправился в Иерусалим в качестве наблюдающего за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон, для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат Лиги Наций на управление Палестиной, он прибыл в Святую Землю в декабре 1924 года.

Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним. Архиепископ Анастасий оставался здесь в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения патриарха Григория VII и его преемника патриарха Александра. Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с митрополитом Евлогием, после выхода его из юрисдикции Зарубежного Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай.

Архиепископ Анастасий в те годы признавал подлинность «Завещания» патриарха Тихона 1925 года, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу». О патриаршем местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая 1925 года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти».

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов, включая Анастасия и находившихся в общении с ними клириков. Под соборным постановлением стоит подпись владыки Анастасия.

Митрополит

31 октября-18 ноября 1935 года архиепископ Анастасий принимал участие в совещании под председательством сербского патриарха Варнавы (Росича) по объединению Русской Церкви Заграницей. Тогда же архиепископ Анастасий был возведён патриархом Варнавой в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония.

К этому времени его жизни относится его примечательное высказывание о фашизме, приобретшем в те годы последователей и среди русской эмиграции:

Фашизм - такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы - нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства .

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей - в Югославии

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий, как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего, был единодушно избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.

Первым мероприятием митрополита Анастасия была реорганизация Русской Зарубежной Церкви, которая была разделена на 4 митрополичьих округа - Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский, к которым в годы Второй мировой войны присоединился еще Средне-Европейский. В августе 1938 года в Сремских Карловцах под был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из епископов, клира и мирян.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провёл первые годы Второй мировой войны, повлекшей за собой германскую оккупацию Югославии.

Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью. Будучи ценителем науки владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания, а при Архиерейском Синоде учредил особый Ученый Комитет, возглавленный магистром богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

В эти годы набиравшая силу нацистская Германия начала оказывать знаки внимания Зарубежной Церкви, надеясь использовать её в целях мобилизации русских в борьбе с СССР. В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте 19 русских православных храмов в Германии, в ответ на что 12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы неожиданно вторглись в страну и вскоре захватили её. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налёта митрополит Анастасий оставался на своём архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. Служил он также и 7 апреля, в праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка. Через неделю в город вошли немцы и с тех пор митрополит делил со своей белградской паствой лишения, неприятности со стороны оккупационных германских властей, и выпады сербов поддавихся коммунистической пропаганде.

Вскоре после оккупации гестапо произвело в покоях владыки митрополита Анастасия тщательный обыск, а затем изъяло делопроизводство Архиерейского Синода. Несколько позже владыке предложили обратиться к русскому народу с призывом оказать содействие немцам в походе против большевиков, но несмотря на то, что в начале войны многие русские люди доверились немцам, митрополит отклонил это предложение. Митрополит воздерживался от прямых заявлений в поддержку Германии, но был верен своим анти-коммунистическим убеждениям. В сентябре 1941 года он дал благословение русским патриотам на образование русского Корпуса который, однако, не был допущен немцами на Восточный фронт. В Пасхальном послании 1942 года митрополит Анастасий говорил об «избавлении как бы из самого ада преисподнего» русских земель занятых немцами. После избрания митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским, многие русские эмигранты радостно встретили это событие, но митрополит Анастасий 21 октября 1943 года созвал в Вене совещание 8 заграничных епископов, которые объявили его неканоничным.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налёты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но несмотря на явную угрозу жизни, митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его вдохновлению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей - в Германии

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбёжек.

Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад (ныне Карловы Вары), а затем, уже по окончании войны, летом 1945 года - в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни. В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратившийся к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига». Чтобы восстановить нарушенную войной связь с разбросанными по миру частями Русской Зарубежной Церкви, митрополит Анастасий добился разрешения на поездку в Швейцарию где пробыл около семи месяцев и быстро наладил из Женевы сношения со всеми странами.

К Пасхе 1946 года он возвратился в Мюнхен, где 6 мая созвал Собор Зарубежных епископов, в котором приняли участие и епископы Автономной Украинской и Белорусской Церквей, присоединившиеся к Зарубежной Церкви. Таким образом восстанавливался фактически распавшийся Архиерейский Синод, так как после массового возвращения архиереев в подчинение Московского Патриархата, епископат Зарубежной Церкви в Европе состоял всего лишь из митрополитов Анастасия и Серафима (Ляде), при том что на последнего, как на немца, многие стремились сложить вину за компрометацию Зарубежной Церкви в Европе. Собор 1946 года постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но владыка категорически отверг эти почести и уклонися от участия в юбилейных празднествах.

По окончании войны главное внимание владыки митрополита было устремлено на обустроение разъезжавшихся русских в новых местах рассеяния, организацию новых кафедр и поставление новых епископов. Им были хиротонисаны Александр (Ловчий) во викарного епископа Киссингенского (лето 1945), Серафим (Иванов) во епископа Сант-Ягского (во время пребывания в Швейцарии), Нафанаил (Львов) во епископа Брюссельского и Западно-Европейского (10.III.1946). В сентябре 1950 года митрополит предпринял поездку в Западно-Европейскую епархию, где совершил очередную хиротонию архимандрита Леонтия (Бартошевича) во викарного епископа Женевского и освятил 1 октября в Брюсселе новопостроенный храм-памятник Царю-Мученику и все русским людям, в смуте убиенным. Вернувшись в Германию, 8 октября он освятил во Франкфурте новый храм в честь Воскресения Христова.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей - в США

С 1948 года шло массовое переселение русских в США и многие стали упрашивать митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Мюнхен пустел, закрывались лагеря и приходы беженцев, и наконец митрополит решил последовать за паствой, отбыв в Америку 23 ноября 1950 года. На другой день после приезда, 25 ноября, владыка освятил только что законченный каменный храм в честь Святой Троицы в Джорданвилльском монастыре, после чего состоялся Архиерейский Собор Зарубежной Церкви на котором митрополит Анастасий впервые совершил чин варения и освящения мира, которое получала прежде от Сербской. Резиденцией владыки митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке, под Нью-Йорком.

Не смотря на смиренный подход, митрополиту Анастасию не удолось вернуть большую часть американской русской диаспоры, выделившейся в самоуправляемую «Американскую митрополию», в подчинение Зарубежной Церкви. Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукопологать новых архиереев: Антония (Синкевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962). Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк - в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке а немалую часть лета - в полюбившейся Калифорнии. И в Америке митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк, а осенью 1953 года митрополитом был созван второй на территории США Архиерейский Собор, после чего Архиерейские Соборы созывались раз в три года, в 1956, 1959 и 1962 годах.

Беспрестанные поездки митрополита привели к автомобильной катастрофе в 1955 году на праздник Успения Божией Матери, когда владыка, несмотря на шок и травмы, не дал отвезти себя в больницу, совершил литургию и произнёс назидательное слово. Однако после этого владыке митрополиту пришлось довольно долго поправляться.

Узнав о приближающемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско. Митрополит Анастасий стал всё больше недомогать, был помещен в больницу на исследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Отход от дел и кончина

Чувствуя свою немощь, митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы 27 мая 1964 года новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) , а владыка митрополит Анастасий ушёл на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто-одного года, почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. В лице митрополита Анастасия ушёл из жизни последний представитель архипастырского сонма дореволюционной России. 23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило 11 архиереев и 16 священников, затем отпевание, а затем, 25 мая - цикл погребальных служб и погребение под алтарём монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона, Западно-Американского и Сан-Францисского.

Его завещание, вскрытое после его кончины, гласило:

Что касается московской патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всём русском народе, то с ними Зарубежная , храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.
Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

28 сентября 2009 официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом в сопровождении с митрополитом Воронежским Сергием посетила село Братки - малую родину митрополита Анастасия. После панихиды по владыке и его родителям во Введенской церкви села рядом с храмом в память о митрополите была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Жизнь животных